Реформы
в отечественном высшем образовании начались в 1992 г. с принятием
федерального Закона "Об образовании". Он узаконил новые для нас понятия:
бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая
сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую
систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться -
по какой программе готовить выпускников. Это, дав и вузам и студентам
новые возможности внесло и некоторую сложность, связанную с необходимостью
выбора. (Раньше было проще - выбирали из
одного).
Уровни (или, как еще говорят, ступени) высшего образования определены у нас принятым в 1996 г. федеральным Законом "О высшем профессиональном и
послевузовском образовании". В соответствии с ним высшее образование
включает три ступени:
- первая ступень: неполное высшее со сроком обучения 2 года,
- вторая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4
года,
- третья ступень - с ней дело обстоит сложнее: к ней отнесена и прежняя модель - "дипломированный специалист" со сроком подготовки 5 лет и новая - "магистр" со сроком подготовки 6 лет.
А теперь - подробнее о бакалавре - кто он. В действующей системе образования
это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование (или, в
терминологии ГОС, образование по некоторому выбранному направлению).
Звучит замысловато, но означает очень простую вещь - он получил
фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации - ведь
учился-то всего 4 года. А чем тогда заниматься выпускнику? Ответ дает п.7
ст. 6 вышеупомянутого Закона - занимать все те должности, для которых их
квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования.
А как же специализация? Давайте посмотрим, откуда она берется. Во-первых,
специализироваться можно работая на практике под руководством опытного в
конкретной узкой области специалиста. А что делать, если попали Вы после
вуза в такое место, где их просто нет? (А именно так зачастую обстоит во
многих регионах со специалистами в области права, коммерции, менеджмента и
другим специальностям, "голод" по которым еще долго не будет утолен). В
худшем случае, продолжать "грызть гранит" наук самостоятельно - если вуз
дал Вам действительно фундаментальную базовую подготовку - должны
справиться. Но, конечно лучше это делать в рамках системы образования - на
то она и многоуровневая.
Во-вторых
- продолжить обучение по одной из программ третьего уровня. Тут у Вас есть
выбор - если решили получить квалификацию "дипломированный специалист", то
учиться надо еще 1 год (при условии совпадения программ фактически
обучение "за партой" длится 1 семестр, далее идет самостоятельная работа -
дипломирование). Но лучший путь для бакалавра к вершинам квалификации -
магистратура. Обучение в ней длится 2 года и завершается защитой выпускной
работы - магистерской диссертации и, соответственно, присвоением степени
магистра.
Что же дает это многообразие возможностей, на чем остановиться? Это вопрос о
выборе личной образовательной траектории.
А здесь только отметим достоинства выбора бакалавриата в качестве уровня
профессиональной подготовки:
-
Этот вид квалификации ( в отличие от "дипломированного специалиста" принят
по международной классификации и понятен работодателям во всем
мире),
-
Фундаментальность подготовки, изначальная "несуженность" ее позволяет, при
необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с
ГОС, программы подготовки бакалавров по разным направлениям устроены так,
что позволяют всего за год перейти к одной из целого "веера" совместимых
профессий.(для сравнения: выпускнику, обучавшемуся по жесткой 5-летней
программе "специалиста" придется получать новую профессию по программе
второго высшего образования за 2 - 2,5 года.
-
Всего через 4 года после поступления можно приступить к професиональной
деятельности, т.е. обрести экономическую
независимость.
И
еще: в случае смены профессии выпускник, имеющий диплом с квалификацией
"специалист" получает именно второе высшее, а оно, по закону, всегда
только платное. Бакалавр же, поступая в магистратуру иного профиля
продолжает образование по программе третьего уровня - т.е. бесплатно
(разумеется, если пройдет по конкурсу на бюджетные
места).
И, наконец, о трудоустройстве за рубежом. На большое число рабочих мест
зарубежный работодатель приглашает просто бакалавров, не оговаривая даже
направления подготовки. Парадокс? - Нет, просто для т.наз. офиссной работы
ему нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с
людьми, способный подготавливать всевозможные документы и просто-напросто
неглупый. Всем этим требованиям и удовлетворяет человек со степенью
бакалавра.