Компьютер перестал быть экзотическим инструментом в руках ученого и таким же предметом интерьера администратора. Сегодня компьютер - средство, облегчающее работу с информацией и на службе, и дома, а так же "пожиратель"свободного (и не только свободного!) времени. У школы №21 есть возможность и созданы условия для приобщения учеников к работе с компьютером.
Для начального этапа изучения предмета "Информатика и вычислительная техника" я составил программы привития учащимся навыков работы с компьютером в соответствии с линией информационные технологии.
После того, как я ответил на вопрос "чему учить?" встал извечный вопрос: "как учить?".
В студенческие годы мы с Толей Маденовым писали роман "Герой нашего времени". В нем отражалась жизнь Гаврилы. Его обучение в церковно-приходском приюте мы описали так:
Там жизнь текла - полна забот
И за зачетом шел зачет.
По всем божественным наукам
Вбивались знанья в зад бамбуком.
И знания были прочными.
Метод хороший, слов нет, но уж очень он болезнен для учеников (правда, для нерадивых! не из их ли числа появились педагоги-гуманисты?) и неприятен для учителя (хотя вкусы разные).
Для меня такой метод не подходит по этическим соображениям. К тому же опыт работы говорит о том, что хороший результат в обучении можно получить не только путем механического натаскивания, но и при выполнении учениками творческих заданий, неизбежно имеющих исследовательский характер.
Получив такое задание, ученик сразу же, про себя или вслух, задает вопрос: как его выполнить? И начинается исследовательская работа ученика. Я разобью её на несколько этапов:
1. Анализ ситуации. Осмысление, четкое понимание сути задания.
2. Проектная деятельность. Составление плана выполнения задания с фиксацией последовательности необходимых действий.
3. Анализ имеющихся знаний и умений. Соотнесение своих знаний и умений с необходимыми для выполнения данного пункта плана работы.
4. Составление перечня недостающих знаний и умений.
5. Поиск недостающей информации. Поиск возможностей их приобретения: обращение "в себя", к товарищам, учителю, справочной и иной литературе.
6. Рабочий вариант реализации задания. Процесс выполнения задания с внесением необходимых поправок в план. Внесенная поправка сама становится заданием, реализация которого протекает в соответствии с выше приведенными пунктами.
7. Анализ окончательного варианта реализации задания.
Окончательный вариант требует критической оценки. Не редко "окончательный" вариант превращается в "черновой", и работа возобновляется в соответствии с приведенными выше пунктами.
При выполнении работ такого типа ученик все время находится в рефлексивной позиции. Ведь рефлексия трактуется как процесс анализа собственной деятельности, приводящей к появлению новых знаний.
Неизбежно развиваются рефлексивные умения, список которых выглядит так:
1. Умение фиксировать затруднения.
2. Умение отделять случайный фактор затруднения от неслучайного.
3. Умение выходить в рефлексивную позицию.
4. Умение находить причину затруднения (знание о незнании).
5. Умение обращаться к собственному опыту и поиск в нем нужного материала.
6. Умение видеть причину в недостаточности собственных способностей.
7. Умение строить заказ на перестройку способа действия.
8. Умение обращаться в культурный слой.
9. Умение находить пути выхода из критической ситуации с коррекцией способа действия.
10. Умение занимать различные рефлексивные позиции.
В результате этого ученик приобретает умение изменять способы и направленность самоорганизации своей деятельности в соответствии с требованиями ситуации.
При реализации творческого задания приобретаются и развиваются рефлексивные умения, приобретаются новые знания и изучаемое становится не целью, а средством.
Этот вариант работы приятен для ученика, но вынуждает учителя постоянно находиться в поиске, подбирая задания подобного типа.
Ниже я представлю некоторые предлагаемые мною задания, которые (поверьте!) увлеченно выполняют многие мои ученики.
При работе с панелью рисование в текстовом редакторе Word и с объектами WordArt, предлагаю ребятам нарисовать
поздравительную открытку.
Я прослежу на этом примере использование и развитие умения занимать различные рефлексивные позиции. Этот пункт выбран мною, т.к. описанное ниже не потребует от читателя владения специфическими знаниями.
1. Ученик анализирует, какие государственные и семейные праздники произойдут в ближайшее время (хронолог?).
2. Оценивает возможность создания открытки к выбранному празднику (плановик).
3. Составляет план работы, определяет средства, необходимые для реализации задачи (технолог).
А при создании открытки понадобится следующий комплекс знаний и умений:
- выбор объекта WordArt;
- набор текста;
- изменение размеров шрифта;
- его начертания;
- выбор заливки;
- выбор тени, выбор объема;
- изменение их направления;
- изменение их глубины;
- изменение их цвета;
- выбор направления освещения;
- вставка рисунка;
- изменение его размера;
- изменение его положения на листе;
- рисование геометрических фигур;
- их заливка;
- изменение вида контура;
- изменение порядка их расположения;
- изменение ориентации листа;
- и т.д., и т.д.
4. Пишет текст (литератор).
5. Ищет возможность получения недостающей информации (консультант).
6. Изготавливает открытку (исполнитель).
7. Оценивает результат с различных позиций: исполнителя, художника, литератора, человека, которому открытка предназначена и т. д. (критик).
При освоении действий группировка и копирование, даю задание под условным названием "Мурзилка".
Надо нарисовать картинки, чем-то отличающиеся друг от друга. Значит, к действиям, описанным выше, добавляется умение копировать, разгруппировывать и группировать. Но прежде - нужно
придумать сюжет.
При создании простых таблиц, предлагаю сделать
календарь
на какой-либо месяц. При создании сложных таблиц, предлагаю сделать
страничку дневника.
Полученными знаниями и умениями ребята пользуются по мере необходимости: при написании рефератов, докладов, создании
технологических карт, объявлений, поздравлений и т.д.
При освоении операции вставка символ ребята составляют рассказы, в которых по возможности заменяют слова соответствующим
символами.
К сожалению (или к счастью) на уроках этапы исследований в ходе выполнения творческих заданий из-за недостатка времени оговариваются, но не описываются. А во внеклассной работе можно сделать и это.
Ученик 10 "в" Голярчук Евгений увлекся созданием календарей, и я предложил ему написать инструкции для реализации этого процесса. В результате появилась работа с красивым названием "Технология создания календаря в текстовом редакторе "Microsoft Word" с использованием некоторых возможностей "Corel PHOTO-PAINT 7". Инструкция рассчитана на человека мало знакомого с работой на компьютере, но жаждущего немедленно получить хороший результат, т.е. на Незнайку.
Замечу, что описание хода работы оказалось делом достаточно сложным. Как в анекдоте:
"Сороконожку спросили: - В каком порядке ты переставляешь ноги?
С тех пор сороконожка стоит, думает".
С этой работой Е. Голярчук успешно выступил на городской НПК школьников 2001 г.
Возможно изложенный выше подход к обучению - причина результатов проведенного мною анкетирования, некоторые вопросы которого я привожу. Результат дан в процентах от общего количества участвовавших в анкетировании учеников.
11. Каково Ваше отношение к предмету?
а) занимаюсь с удовольствием - 95; б) не нравится - 0;
в) терплю по необходимости - 2,5.
12. Что побуждает Вас заниматься этим предметом?
а) личный интерес - 96; б) ага! попробуй не придти… 6,3;
в) необходимость сдавать экзамен в ВУЗ - 15,2.
13. Мешает ли урок проявлению Вашей самостоятельности?
а) еще как! - 3,8; б) в некоторой степени - 20; в) нет - 72.
14. Считаете ли Вы изучение этого предмета необходимым?
а) да - 95; б) нет - 2,5.
15. Представьте, что для этого предмета ввели свободное посещение со сдачей зачетов по темам. Вы предпочтете:
а) заниматься самостоятельно - 18; б) посещать уроки - 91;
16. Это потому что:
а) книги дают не меньше, чем урок - 11,4;
б) урок дает больше, чем книги - 90;
Примечание: другие работы можно посмотреть на нашем сайте.
|