В процессе обучения постоянно необходима взаимосвязь между учителем и учеником. Ученик должен иметь объективное представление о собственном уровне и объеме знаний и умений по данному предмету, чтобы принять меры к ликвидации пробелов. Учитель должен обладать той же информацией, чтобы в случае необходимости помочь ученику в ликвидации пробелов. Но традиционные, часто применяемые методы выявления уровня знаний и умений, имеют ряд недостатков.
1. Устный опрос:
а) объем не может быть большим из-за увеличения времени ответа;
б) существует вероятность застать ученика врасплох;
в) возможность корректирования ответа учеником в соответствии с реакцией аудитории, преподавателя;
г) большое влияние эмоционального состояния отвечающего на качество ответа;
д) почти полная бессмысленность заслушивания ответа другого ученика по этому же вопросу;
е) отсутствие у других учеников возможности продемонстрировать знания по этому вопросу и как следствие:
ж) необходимость искусственно поддерживать активность аудитории;
з) отсутствие информации у учителя об уровне знаний остальных по этому вопросу;
и) субъективность оценки ответа;
к) низкий КПД использования времени урока, так как ничего не приобрели ни знающие, ни незнающие.
2. Традиционная контрольная работа:
а) количество задач, необходимых для контроля знаний по разделу, выходит за пределы разумного;
б) в случае выполнения а) слишком велико время, необходимое для решения задач;
в) при попытке уменьшить количество задач за счет их усложнения нехватка "пустячка", для появления идеи, приводит к отсутствию решения;
г) субъективность проверки, ибо малейшая техническая ошибка приводит к неверному результату;
д) длительность проверки работы;
е) сложность анализа работы;
3. диктант:
а) необходимость всем ученикам работать в одном темпе;
б) невозможность возврата к предыдущему вопросу;
в) специфичность вопросов, сужающая контролируемый объем и уровень знаний;
г) необходимость проверки каждой работы отдельно, а значит, непроизводительные затраты времени.
Этих недостатков лишены тесты. Тест представляет собой систему заданий, позволяющих измерить уровень достижений учащихся в изучении дисциплин.
К его основным достоинствам относятся: демократичность, высокая степень объективности, возможность дифференцирования оценки, быстрота проверки.
Возможны машинные и безмашинные варианты тестов. Для первых создается тест-программа для ПК. Программа обеспечивает обработку результатов и выдаёт их в той или иной форме. Компьютер дает ученику возможность работать в удобном для него темпе. Программой может быть предусмотрено и ограничение времени работы с тестом. И в том, и в другом случае ученики оказываются в абсолютно равных условиях.
Я составляю тесты двух типов: текстовые и альтернативные.
К первым относятся тесты, содержащие начало фраз, завершение которых - забота ученика. Особенностью составления таких тестов, является необходимость тщательного построения фраз, не допускающего разночтений. Такие тесты содержат вопросы, связанные с формальными знаниями, но имеют внутреннюю логику и позволяют судить об уровне знаний и понимания основных идей темы. Текст таких тестов распечатывается на принтере...
Насыщенный пар. Фамилия ______________
1. Реальный газ отличается от идеального тем, что _______________________________
_________________________________________________________________________
2. Отличия от идеального появляются при __________________ температурах
и ________________ давлениях.
3. Процесс перехода жидкости в пар называется ___________________.
4. Процесс перехода пара в жидкость называется __________________.
5. Состояние, при котором интенсивность испарения = интенсивности конденсации, называется ___________________________________.
6. Если температуру жидкости в закрытом сосуде увеличить, ее
уровень _________, т.к. ________________ интенсивность процесса
_____________________ .
7. Если температуру жидкости в закрытом сосуде уменьшить, ее
уровень _________, т.к. ________________ интенсивность процесса
_____________________ .
8. Относительная влажность показывает ________________________________________
__________________________________________________________________________.
9. Для ее определения существует прибор, называемый _____________.
10. Один термометр ______________ , другой _______________.
11. У первого показания ______________, чем у второго.
12. Чтобы определить относительную влажность надо взять таблицу, называемую ______________________, посмотреть показания ____________________, высчитать ________________ и _________________________________________________.
13. Знание относительной влажности необходимо ______________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________.
14. Интенсивность испарения зависит oт ______________________________________
_____________________________________________________________________.
15. При испарении жидкости ее температура становится ____________.
16. Это потому, что _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________.
17. Кипение - это ______________________________________________________________.
18. Оно начинается, когда ______________________________________________________.
19. В горах температура кипения ______________, т.к. ____________
_____________________________________________________________.
... и проверенным отдается ученику. После доработки эта распечатка становится тезисами данной темы. К сожалению каждый такой тест приходится проверять отдельно, но зато нет проблем в их хранении, все на дискете и распечатывается по мере необходимости.
В одной из анкет, на вопрос "Какую помощь Вам оказывают текстовые тесты?" были даны следующие ответы:
Текстовые тесты, как правило, предшествуют альтернативным. В этих тестах ученик должен найти правильный ответ на поставленный вопрос.
При составлении тестов отбираются вопросы возрастающей сложности, ответы на которые требуют знаний основных теоретических положений, понимания физической сути рассматриваемых процессов и явлений.
На вопросы дается серия ответов, среди которых, кроме правильного, содержатся ответы, являющиеся типично ошибочными.
Для снижения существующей вероятности угадывания правильного ответа их количество на вопрос достигает 12, кроме того правильных ответов может быть больше 1. Зачем это?
Наверное, все помнят об экспериментах с двумя группами, получившими
одинаковые тексты. Первой сказали, что в тексте 10 ошибок и просили их исправить. И члены группы находили 10 ошибок. Вторую группу просили исправить ошибки в тексте. И члены группы находили ошибки в количестве больше 10. Таким образом, к такому тесту относятся внимательнее.
Каждый тест имеет сетку ответов, аккуратно отпечатанных принтером,
закгук.стк Фамилия ___________________ класс _____
1. а б в г 5. а б в г
2. а б в г 6. а б в г
3. а б в г 7. а б в г
4. а б в г 8. а б в г
9. а б в г 10. а б в г
...сложив которые стопкой, протыкаю по трафарету правильных ответов. После этого остается подсчитать количество ошибок и дать им анализ. Кроме того, ученик получив проверенную сетку и тест, имеет возможность проводить работу над своими ошибками. Таким образом, у меня тестирование является не только методом контроля, но и средством обучения.
На уроках я использую все методы контроля знаний, но я их сделал безоценочными (навлекая на себя гнев контролирующих служб и администрации). Я считаю, что таким образом снимается психологическое напряжение и дискомфорт на уроке у учеников недостаточно усвоивших материал. Они привыкают к тому, что на уроках учатся и не боятся показать свое незнание, что создает атмосферу покоя, доброжелательности и сотрудничества.
Как оценивать тест? В сфере тестирования существуют два основных подхода: нормативно-ориентированный и критериально-ориентированный.
Они отличаются способом интерпретации результатов. Для первого характерно сопоставление индивидуального результата с тестовыми нормами, которые выводятся
на основании выполнения теста значительным количеством учащихся той категории, на которую расчитан тест. Причем в нормативно-ориентированном подходе оценка знаний ученика зависит от уровня знаний в группе и таким образом является относительной.
Проводить нормативную ориентацию по одному классу нельзя, ибо ситуация будет, как в поговорке "молодец - среди овец, а ...".
Для реализации нормативно-ориентированного подхода нужен большой статистический материал, которого у меня пока нет.
В основе второго подхода лежит сопоставление индивидуального результата тестирования с общим объемом знаний, содержащихся в тесте. Критериально-ориентированная оценка не зависит от знаний в группе и является абсолютной. Этого подхода я и придерживаюсь.
Кстати, этот подход позволяет преподавателю сделать анализ и своей работы.
Почему я начал составлять тесты? Ответ прост. Тесты, которые я видел, по тем или иным причинам меня не устраивают. Я закончил составление пакетов тестов по всем темам курса физики 9 - 11 классов, соответствующих не только проекту Гос. стандарта, но и моему видению и пониманию изучаемого материала.
Например, тест "Электростатика" содержит 33 вопроса и 37 правильных ответов. И отвечает на вопросы каждый ученик!
Один и тот же тест применяется в классах всех профилей, но результаты его выполнения интерпретируется по-разному.
Желание знать, каково отношение учеников к тестам, породило анкету. В анкетировании участвовало 108 учеников. Характерно, что принципиальных отличий в ответах учащихся классов различных профилей нет. Вот выдержки из этой анкеты..
10. Вам не удается на некоторые вопросы теста ответить верно потому, что...
а) материал необходимый для ответа совсем не рассматривался на уроке - 7.4%;
б) не хватило сообразительности - 60%;
в) плоховато готовился - 52%.
11. Что Вы чувствуете, получив проверенную сетку вопросов?
а) любопытство, что же там и как - 85%;
б) ее содержимое меня мало волнует - 5.6%;
в) досаду на учителя - 0%;
г) досаду на себя - 36%;
д) смотреть на нее тошно! - 14%.
12. Что Вы чувствуете, проанализировав тест?
а) еще большую досаду на учителя - 0%;
б) еще большую досаду на себя - 45%;
в) удовлетворение, что появились новые знания - 54%;
г) никаких эмоций - 16%.
17. Что для Вас тест?
а) наказание - 7.4%;
б) средство проверки собственных знаний - 73%;
в) интересный процесс - 26%;
г) мне дали, я - пишу. - 22%.
18. Достаточно ли времени на выполнение теста при хорошей к нему подготовке?
а) да - 39%; б) часто да - 38%;
в) редко да - 15%; г) нет - 0.9%.
19. Считаете ли Вы тест объективным средством контроля при честном к нему отношении?
а) да - 80%; б) нет - 5.6%; в) не знаю - 12%.
20. Я хочу отказаться от тестов. Как Вы относитесь к этой затее?
а) поддерживаю - 2.8%; б) возражаю - 87%; в) мне все равно - 9.3%.
Скажу прямо, мне нравятся собственные тесты. Их 40 (не считая те, что на сайте и те, что в диване). Они содержат 996 вопросов и 1254 (правильных) ответа. И хочется их опубликовать.
Анализ содержания тестов поможет молодым преподавателям понять, какое место занимает данная тема в общем курсе, а так же узловые моменты тем и разделов физики, изучаемых в школе. А выполняя тесты учитель волей-неволей обнаружит вопросы, вызывающие затруднения, а значит неизбежно будет решать как их преодолеть. Думаю, и опытным преподавателям тесты будут полезны, т.к. добавляя нужное и выкидывая ненужное на их основе каждый сможет составить собственные и лишними они не будут.
Применение тестов в детском доме №5 городском лицее, созданном на его базе, показало целесообразность их применения. К тому же тестирование, широко используемое во многих странах, постепенно становится привычным и у нас.
В 1993 г., как и в течение трех предыдущих лет, проводилось централизованное тестирование выпускников школ Лабораторией тестирования учащейся молодежи Московского ГПУ. В нем участвовало 23 региона. Результаты тестирования учитывались как результаты вступительных экзаменов 44 ВУЗами городов ( из 27 московских). В 920 московских школах результаты тестирования засчитывали в качестве оценки выпускного экзамена.
С 1992 года таким же образом провожу выпускной экзамен и я, используя в том году тест, рекомендованный НИИ общего среднего образования Академии педагогических наук СССР, содержащий 80 вопросов по всему курсу физики. В оценке его результата использовал нормативно-критериальный подход на основе приложенного к тесту статистического материала.
У моих учеников вступительный тест в ВУЗы не вызывает шока, ибо для них тест - привычное средство контроля уровня собственных знаний.
Библиографический список:
Д.В. Люсин - учебный центр. "Нормативно- и критериально-ориентированные тесты: особенности применения в педагогической диагностике".
В.С. Аванесов - учебный центр. "Современная технология разработки педагогических тестов".
С.И. Гращенков, Г.С. Соловьев - Псковский ГПИ им. С.М. Кирова. "Конструирование тестовых заданий по физике для абитуриентов".
А.П. Гильмутдинова, Н.Ш. Нигамаева, Ю.С. Шаталов, В.И. Чебанов - Уфимский Государственный авиационный технический университет. "О подходах к составлению тестов к вступительным экзаменам".
М.М. Мирошникова, Т.Г. Михалев - Московский ПГУ. "Централизованное тестированиие как основа независимой службы тестирования в России".
В.В. Лагерев, В.Л. Самаров, А.Н. Матюхин - Брянский институт транспортного машиностроения. " Опыт тестового контроля уровня подготовленности абитуриентов".
|