- Р -

Работа - действие, направленное на изменение существующего порядка и отношения вещей.

"Работа такая" - у некоторых работа "быть дворником", у других "президентом" (например, компании), у третьих "киллером" и т.д. - в наше время сам-то человек может быть и очень хорошим, но вот у него "работа такая"....(вспомните мультфильм о том, как "Пес волка накормил").

Ассоциативный блок.

Говорят на Западе если собеседник не говорит сам, то не принято спрашивать "в чем заключается его бизнес", у него "работа такая".

Рабство - открытая форма эксплуатации человека человеком, основанная на силе. Наиболее широкие размеры и экономическое значение рабство приобрело в XVII - начале IXX вв. В США рабство отменено во второй половине IXX в., в некоторых странах Африки - Эфиопии, Нигерии и др. в середине XX в. Как правовая категория в современном мире не существует, но кое-где неофициально сохраняется в неявном или даже явном виде (в виде традиции, так называемого "пережитка прошлого").

Очевидно, что рабство возможно при соблюдении определенных условий, например:

- существенном различии в способности оказывать воздействие на противоположную сторону (можно говорить о силовом превосходстве эксплуататоров над эксплуатируемыми, обусловленном в древности численностью, позднее силой оружия, организованностью или идеологией);

- морально-психологических (в том числе и интеллектуальных) различиях между эксплуататорами и людьми с "рабской психологией" (для того, чтобы быть эксплуататором, сознавая это, необходимо обладать определенными душевными и интеллектуальными качествами);

- отсутствии существенно более выгодных способов эксплуатации (классика).

Ассоциативный блок.

Диатропика учит, что наряду с более выгодными способами всегда существуют и менее выгодные, если они хотя бы в принципе возможны (другое дело в каких масштабах и формах).

Рабство можно представить как в явной, так и неявной формах?

Равенство - не следует путать с уравниловкой. В то же время следует учитывать, что равенства в чистом виде не бывает, так как в общем случае этот термин неопределен.

Неопределенность термина обычно вызывает многочисленные проблемы.

По [7] : "Люди, конечно, не равны: одни молодые - другие старые, одни сильные - другие слабые, есть люди умные и глупые, благородные, преступные и т.д. Немного найдется суеверий столь нелепых, как вера в равенство людей. Этот предрассудок получил широкое распространение в основном по двум причинам. Во-первых, тезис о равенстве людей оказался полезен как основа для демократии, а также как юридическая норма (равенство перед законом). Но каждый нормальный человек знает, что это просто полезный вымысел и ничего более, а представление о равенстве является заблуждением".

Бохеньский применяет т> Бохеньский применяет термин равенство также в неопределенном смысле, что сводит его разоблачение предрассудка к "чистому искусству". Неопределенный термин равенство является не полезным вымыслом, а изобретением человеческого ума, и мощным обобщением теории познания. Понятия равенство перед законом - это огромный прогресс в общественных отношениях, так же, как и равенство в праве на достойную жизнь и в отношении эксплуатации человека человеком.

Разделение властей - принцип разделения властей на судебную, законодательную и исполнительную на практике имеет смысл только в том случае, если имеется четвертая власть, стоящая над ними и способная в любой момент поставить “зарвавшуюся” ветвь на место. Представление, что эти власти в состоянии "уравновешивать друг друга" - не более, чем иллюзия. На деле четвертая стабилизирующая сила существует всегда: теневое правительство, внешнее управление (марионеточные государства), внешнее давление (общая опасность, стабилизирующая отношения всех ветвей, направляя их действия в общее русло). При отсутствии четвертой силы имеющие место равновесия являются либо мнимыми (результатом пропаганды), либо временными.

Пресса (средства массовой информации) является инструментом тех или иных сил - служанкой, но властью не является даже в переносном смысле этого слова. Пресса и не должна быть властью, так как подбор кадров в этом институте идет "случайным образом” и ничем не контролируется (имеется в виду, что, при отсутствии жесткого контроля со стороны общества и государства, за прессой могут стоять любые силы: мафиозные структуры, спецслужбы других государств, партии, церковь и прочие). С учетом того, что общество является информационной системой, бесконтрольность прессы представляется самоубийственной для последнего.

Ассоциативный блок.

Представляется, что официальные институты власти (парламент, конгресс, суд, президент) являются, скорее всего, ширмой для каких-то сил и кланов реально управляющих странами и миром, представители которых, кстати, вполне могут быть кооптированы в массы легальных политических деятелей.

Разум - это способность обрабатывать информацию, находящуюся в памяти, адекватно ее содержанию", то есть в соответствии с действительностью.

Таким образом, мы говорим, что человек разумен, если он из имеющейся в его памяти информации делает выводы или принимает решения, которые соответствуют действительности, отраженной в этой информации. Если он выходит за рамки действительности, то мы считаем, что такой человек неразумен. Если он не в состоянии увидеть всей действительности, то считаем, что он не очень умен.

Повторим еще раз другими словами:

- если из имеющегося информационного блока человек сделал все возможные выводы, то такая обработка информации адекватна (разумна);

- если сделаны не все выводы, то обработка адекватна, но не полна;

- если выводов сделано больше, чем содержится в исходном блоке, то обработка информации неадекватна (говорят нерациональна).

В общем случае разум - самопроизвольное движение ума - и в этом смысле он тождествен глупости, отличительным моментом является то, что разум в конечном итоге и с фатальной неизбежностью совершит адекватную обработку информации, а глупость неадекватную.

По [7] термин "разум" употребляется минимум в трех смыслах. В первом он обозначает рассудок и противопоставляется неразумению, глупости. Во втором имеется ввиду способность к умозаключению, способность делать выводы. В этом смысле разум противоположен непосредственному опыту, интуиции. В третьем (просветительском) смысле фраза "познать с помощью разума" обозначает то же, что "познать с помощью опыта и основанного на нем умозаключения", здесь "разум" исключает авторитет и веру (см. рационализм).

В нашем понимании разум - одна из составляющих интеллекта. Составляющими элементами разума являются: логическое мышление, ассоциативное мышление, подсознательное мышление, спонтанное мышление.

В быту, а иногда и в научных спорах, часто отождествляют понятия разум и сознание, считая, что " человек сознающий"- это и есть " человек разумный" - homo sapiens.

Вполне допустимым представляется использовать термин разум применительно ко всей совокупной мыслительной деятельности человечества, оставив непосредственно человеку лишь рассудок, то есть считать человеческий разум понятием собирательным, говоря, например: "нет ничего такого, что бы не смог познать человеческий разум", "нет такой вещи, которую бы человеческий разум постиг до конца"...

Ассоциативный блок.

В человеческом обществе в гуманитарной сфере отношений, для того чтобы достичь цели (получить признание других людей), обычно достаточно быть умнее других, аналогично обстоит дело, кстати, и в естественных науках, где человек лишь изучает существующий мир, в технике и технологии создаются вещи, до этого не существовавшие, что требует доведения процесса решения задачи до конца: созданная вещь обязана работать.

Опыт показывает, что "Если ТЫ не видишь решения, то это совершенно не значит, что его нет и/или что его не видят другие".

Разум и воспитание - в некоторой степени антагонисты. Разум позволяет совершить человеку любой разумный, с его точки зрения, поступок. Любой преступник и нравственный монстр разумен (вменяем). Разум безнравственен и прагматичен, в то время как воспитание не дает человеку возможности руководствоваться только разумом.

Воспитание связывает память с разумом, обусловливая особенности их взаимодействия (их взаимодействие).

Но есть еще одно хорошее выражение: воспитание чувств. И есть еще такое странное слово - рассудок.

Ассоциативный блок.

Разум - достояние человечества, рассудок и интеллект - человека. Растление - устаревшее понятие: лишение невинности (девственности) малолетних (детей); в современном русском языке означает: нравственное развращение. Иногда говорят о растлении душ простых и, в общем-то, честных людей, не защищенных от воздействия всевозможных интеллектуальных подлецов.

Рационализм [лат. rationalis - разумный]. 1. Учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки достоверного знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума: либо из понятий, врожденных уму, либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него не зависящие усмотрения ума или априорные формы. 2. В онтологии - направление, согласно которому бытие разумно, то есть в его основе лежит некоторое разумное начало. 3. В гносеологии - направление, согласно которому разум является главной формой познания. 4. В этике - направление согласно которому в основе этических действий лежит разум. Согласно этому учению Сократа знание о том, как следует поступать, есть вполне достаточное условие для того, чтобы человек поступал в полном соответствии с этими знаниями. Очевидно, что это не так - люди знают одно, но делают другое. То есть знание является условием необходимым, но не достаточным. 5. В богословии рационализм - направление, согласно которому приемлемы только те догматы веры, какие ум считает согласными с логикой и доводами разума.

Реальность - Вселенная со всеми происшедшими и происходящими в ней процессами. Для человека познающего реальностью является (становится) то, что подтверждается общественной практикой, - действительность.

В общем случае реальность - то, что уже реализовалось. В русском языке слово-понятие реально доопределяется словом-понятием нереально, что в совокупности показывает отношение данных терминов к разделу вероятных, возможных (вопросы "реально ли?", "возможно ли?"). Философы пытаются отличать реальность от действительности (см., например, [2]).

Действительность - мир человеческих действий, то пространство, в котором он ориентируется, например, говорят: действительно, так оно и есть (!), "ваше удостоверение недействительно" (то есть удостоверение (!) реально, но не действительно) и т.п.. Про действительность можно сказать: она реальна. Используя механизм скольжения мысли, можно сказать, что реальность становится действительностью.

Ассоциативный блок.

Нет Вселенной без человека - так как реально человек в ней уже есть, а гипотетические и возможные варианты не реальны. Вещи возможные - всегда не реальны, но лишь возможны. Тавтология - “хитрая” вещь.

Реальные мировые процессы - в настоящее время перед человечеством встают очень сложные реальные задачи: демографические, военные, экологические, экономические и т.п. - речь идет о выживании человечества, но в мире сложилась определенная технология принятия решений, которая превращает интеллектуальные информационные процессы в неуправляемые вероятностные.

Известно, что в мире правят дураки - необходимо называть вещи своими именами - которые преследуют, опять-таки в силу собственной глупости, прикрываясь эпохальными фразами, свои мелкие, корыстные цели, направленные на получение сиюминутной личной выгоды, что ведет всех нас к катастрофе.

Реваншизм - производное от понятия реванш, которое по [12] означает отплату, возмездие за поражение (на войне, в игре, соревновании и т.п.). Представляется негативным явлением со всех точек зрения.

Опасность реваншизма заключается в том, что люди, пришедшие к власти, причем даже весьма "хорошие" люди, окрыленные ощущением собственной правоты, начинают совершать непоправимые и непростительные ошибки, теряют чувство реальности, дают выход накопившемуся за время нахождения в оппозиции гневу, становятся некритичными как по отношению к собственным поступкам, так и действиям единомышленников (товарищей по партии).

Ассоциативный блок.

"Подлец, конечно, но зато свой!"

Революция - скачкообразный переход от одного состояния к другому, в отличие от эволюции - непрерывного, постепенного количественного изменения. В теории катастроф революция, бифуркация и катастрофа - понятия практически тождественные. Переосмысление терминологии позволяет по-другому взглянуть на многие журналистские штампы: "демографическая революция", "информационная революция", "научно-техническая революция" и др. звучат как: "демографическая катастрофа", "информационная катастрофа", "научно-техническая катастрофа".

Ассоциативный блок.

Это не совсем так.

Регламент - (аргумент в споре) в общем случае это порядок ведения заседания, собрания, свод правил. Являясь одним из приемов технологии принятия решения, в наше время становится самодовлеющим фактором в политических процессах и спорах, оказываясь при этом иногда существенно более значимым, чем сам рассматриваемый вопрос. С его помощью, как правило, удается прервать выступление людей, обеспокоенных судьбой отечества и желавших донести определенные сведения до общественности и коллег, но принявших навязанные правила игры.

В некоторых буржуазных парламентах время выступающего не ограничивают, что представляется правильным: пусть говорит, пока не устанет.

В то же время не следует преувеличивать роль выступающего и слушающих, так как метод коллективного (коллегиального) принятия решений является достаточно спорным с точки зрения разумности подобных решений вообще. Последствия подобных решений могут оказаться заметно драматичнее, чем представляются на первый взгляд, так как они зачастую становятся негуманоидными - античеловеческими.

В общем случае регламент является ярким примером действия идеи правового государства.

Ассоциативный блок.

Все наблюдали: идет обсуждение, решается судьба человека, Родины,

страны, водохранилища, появляются первые проблески мысли и в этот момент раздается возглас председательствующего, либо из зала: “ваше время истекло, " кончилось ваше время - прошу соблюдать регламент!".

Реклама - в том числе на телевидении - вторжение в интимные области жизни людей, так как общение со стороны рекламодателя (средства массовой информации) с человеком идет без согласия на это со стороны последнего: реклама действительно вторгается в нашу частную жизнь. По всей видимости необходима научно- и морально обоснованная концепция телевидения и средств массовой информации.

Релейность - свойство системы под действием сигнального воздействия быстро (скачком) переходить из одного устойчивого (относительно стабильного) состояния в другое за счет собственных внутренних механизмов и источников движения. Релейность является одним из качеств, определяющих бифуркационное развитие. Иногда релейность ассоциативно связывают с таким понятием, как пороговость, что не совсем правильно, так как пороговость - это наличие "зоны нечувствительности", которой обладают практически любые системы регулирования и не обязательно релейные.

Вопрос "Чем определяется релейность систем?” является, наверное, одним из наиболее интересных и главных вопросов философии.

В информационных системах обучение заметно повышает степень их релейности, так как наличие в памяти готовых ответов уменьшает время от момента постановки задачи до начала ответного действия и уменьшает вероятность сомнения в правильности реакции, возникает иллюзия "собственной правоты".

Ассоциативный блок.

Хорошая память обусловливает "леность разума".

Религия - духовный суррогат, претендующий на некоторую высшую духовность. Понятие относится к тем, о которых стоит поговорить, и явление не такое безобидное, как кажется на первый взгляд.

Известно, что животные не религиозны и не суеверны. Древний человек также не был ни религиозным, ни суеверным. Древний человек был исследователем мира и научился передавать потомкам заметно большее количество знаний, чем обезьяны или, скажем, волки (тоже очень умные животные). В качестве механизма передачи знаний, кроме прямого показа (язык жестов - танцы, присутствие молодых на охоте, обучение выкапыванию корешков - прямое подражание), что, в общем случае, характерно и для животных, человек начал широко использоваться речевой язык (язык звуков, слов, предложений). В силу ограниченности ресурсов отдельного человека в обществе (семье, роде, племени) всегда существует разделение труда, что инициализирует механизм обменных отношений. Сначала они носят характер договорных: внутри семьи, племени никто не требует расписок, не нужен и натуральный обмен. По мере расширения сферы общежития как в пространстве (межплеменные отношения), так и во времени (межсезонные отношения), а также в связи с ограниченностью памяти как отдельных индивидуумов (плохая память), так и ситуационных (гибель "должников" на охоте) возникает необходимость более надежного запоминания "состояния вещей" - появляется недоверие требующее создания "механизма регулирования отношений" вождей ("банкиров") и материальных носителей (физических сигналов) - письменности и денег. Вначале письменность имеет достаточно примитивные формы: отдельные предметы и знаки (символы власти или принадлежности), амулеты, узелки, глиняные таблички (древние "библиотеки" - это скорее "банки", а глиняные книги "индивидуальные деньги" - долговые расписки). Появление денег превращает многие вещи в товары. По мере накопления общественных отношений очень быстро обнаружилось, что знания можно неплохо использовать для получения определенных благ в обществе (появились обман и хитрость). Быстрая смена поколений, обусловленная небольшой продолжительностью жизни древнего человека (кратковременная память), привела к потере знаний об "источниках знаний" - надо делать так, будет лучше, а почему будет лучше уже забылось, да и ситуация стала несколько другой: появляются догматизм и религиозность.

Исторически религия появилась на очень высокой стадии развития общества, когда в последнем накопилось достаточное количество знаний, представляющих интерес для "покупателей", чтобы стать источником "постоянного дохода". В связи с тем, что церковь продает "нематериальный товар", священнослужители со временем начали говорить о какой-то духовности - появилась вера уже как общественный институт. Учитывая то, что ценность религиозного товара весьма и весьма относительна, церкви пришлось привычку

его потребления насаждать "огнем и мечом", что общеизвестно. Учитывая отсутствие системы обратной связи (идея Бога не более чем идея), адекватность религиозных знаний не выдержала проверки временем и постепенно была вытеснена наукой.

В то же время информационные системы (интересующие нас ступени -человек и общество) обладают особенностью: им не надо иметь достоверную информацию, им достаточно иметь такую информацию, чтобы действовать - не более.

Ассоциативный блок.

Христос сказал: "Кто не со мной, тот против меня" - не здесь ли истоки фашизма (вспомним также религиозные войны).

Реникса - чепуха; название книги А.Китайгородского из серии "Эврика"1973 г. издания. Книга посвящена методологии науки и в некоторой степени культуре мышления. Она является попыткой научить молодежь думать критически, написана достаточно эмоционально, поэтому мы будем использовать из нее некоторые полезные примеры. Но мы будем также ее и критиковать, например, за не очень обоснованные нападки на печально знаменитых авторов.

Так, на с.112 приведена цитата из работы Т.Лысенко "Теоретические основы направления изменения наследственности сельскохозяйственных растений", время издания 1963 г.(выделения наши):

"Условия внешней среды являются ведущими в развитии органического мира. Из условий внешней среды впервые возникло живое тело, и дальше живые тела строят себе подобных, соответствующих условиям внешней среды. Поэтому живое тело представляет собой единство тела и соответствующих условий внешней среды. Это единство заключается в ассимиляции, в уподоблении условий внешней среды данному телу. Причем под внешним нужно понимать то, что ассимилируется, а под внутренним, то есть телом, - то, что ассимилирует. В организме каждая частица живого тела является внутренним для себя и внешним для других частиц организма. Поэтому ассимиляция всегда связана с диссимиляцией. Обмен веществ в организме идет через ассимиляцию и диссимиляцию. Источником веществ, которые при посредстве жизнеспособного тела превращаются в живое, служит внешняя среда".

Несмотря на энергичную критику Китайгородского, выделенные ключевые фразы являются исключительно важными для понимания сущности жизни, особенно в свете современных биоэкологических представлений. Фраза Китайгородского: "Понять нельзя, так как понимать нечего"- является верхом совершенства в попытке научить нас мыслить и действовать адекватно. Парадокс ситуации заключается в том, что в диалоге с Т.Лысенко понять нельзя именно Китайгородского, а вот Лысенко можно.

"Вообще и живые и неживые тела находятся в известных отношениях к окружающей их среде. Однако взаимоотношения организмов с внешней средой принципиально отличны от взаимоотношений неживых тел с той же средой. Главное отличие состоит в том, что взаимодействие неживых тел с окружающей средой не является условием их сохранения, наоборот, - это условие уничтожения их как таковых. Например, чем лучше изолировано какое-нибудь неживое тело от воздействия кислорода, влаги, температуры и т.д., тем дольше оно остается тем, что оно есть".

Учитывая, что внятного определения “что такое жизнь” в справочниках нет до сих пор, можно считать, что Т.Лысенко продвинулся в направлении понимания ее сути весьма заметно. И действительно, условием сохранения живых тел является именно взаимодействие их со средой, но не любой средой, а определенным образом организованной, то есть средой, удовлетворяющей понятию " единства живого тела и соответствующих условий внешней среды".

Еще одно очень интересное место: "Живое тело с новыми наследственными свойствами возникает в старом взамен его старой структуры. В общем новое возникает в старом, а не из старого".

По поводу этой фразы А.Китайгородский пишет: "Последнее утверждение, видимо, очень важно, так как оно подчеркнуто автором. Но как понять сказанное? Если новое возникло взамен, то значит из старого (выд.-В.Г.) .

А нас предупреждают не "из", а "в". В общем понять, куда делось старое после того, как образовалось новое, увы, невозможно. Ибо далее говорится:

"Новое живое тело возникает в старом живом из веществ, вырабатываемых этим же старым веществом".

Ну, пожалуй что, хватит. Из этих примеров читателю должно стать (выд.-В.Г.) ясным лишь одно, что понимание в научном смысле этого слова подобных произведений невозможно в принципе (выд.-В.Г.), ибо слова используются для сообщения читателю либо голословных и неверных утверждений, либо для провозглашения "истин", носящих мистический, религиозный смысл".

Анализ этих размышлений доктора физико-математических наук А.Китайгородского показывает сложность понимания простых истин даже титулованными учеными.

Рассмотрим несколько примеров. Новое возникает "из старого" и никак к нему больше относится, то есть старое при этом исчезает полностью, являясь для нового только лишь стройматериалом, например: из живого дерева построили дом. Новое возникло "в старом" и является далее его составной частью, то есть старое не исчезает полностью, например: новая дырка в дырявом мешке.

В живом организме ситуация еще сложнее, если, например, у человека появляются лишние пальцы, хвост или еще что-нибудь, то это все же появляется "В" организме, а не "ИЗ" организма. Применительно к системам с новыми наследственными свойствами, о которых говорит Т.Лысенко, действительно можно представить модель, когда из яйца снесенного курицей, вылупится, в результате мутации, нечто, не являющееся петухом или курицей. В этом случае новое образовалось "в" яйце и "взамен", то есть именно так, как говорит Т.Лысенко. В то же время оно появляется "из" яйца, что, может быть, и смущает оппонента, но, тем не менее, не "из" "старого яйца".

Репортер - человек, основным жанром работы которого является репортаж - сообщение о событии, очевидцем которого является корреспондент [10].

Репрессия [лат.repressio - подавление] - карательная мера, наказание [12]. Производное понятие репрессивный - карательный, имеющий целью подавить, пресечь что-либо.

Ассоциативный блок.

Репрессированный - наказанный: штрафом, увольнением с работы, заключением под стражу (в тюрьму или лагерь), расстрелянный. Слово репрессия достаточно малоприятное, но, учитывая, что репрессии - неотъемлемое свойство любой государственной системы (наименьшее зло, без которого государство невозможно представить), с точки зрения демократии важно, чтобы они применялись по отношению к преступникам и действительно виноватым.

Репутация [фр. reputation - обдумывание, размышление] - создавшееся общее мнение о чьих-либо достоинствах или недостатках.

Ресурсы - доступные средства, запасы чего-либо; источники средств или доходов.

Реформа - [12] 1) преобразование, изменение, переустройство; 2) политическое преобразование, нововведение, проводимое господствующим классом в целях укрепления своего господства; изменение, не затрагивающее основ существующего строя.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) по [2] - термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта (самонаблюдение). Рефлексия противопоставляется иногда ощущениям, направленным на внешний мир, что представляется достаточно сомнительным, так как нет оснований полагать, что алгоритмы и методы (способы) обработки информации человеческим интеллектом в том и другом случае отличаются друг от друга.

Ассоциативный блок.

Термин очень любим философами и применяется ими в "пренебрежительно-ласкательном" смысле: сказал "ты рефлектируешь" и "противник" - повержен.

Рефлектировать - обращать внимание на самого себя, размышлять над своим психическим состоянием и психическими процессами.

Речь - процесс превращения мыслей в предложения и предложений в мысли: одна из форм передачи информационных сигналов (общения) по одному из каналов ориентирования человека в мире (например, звуковому).

По [2] речь - деятельность человека, заключающаяся в общении с другими людьми, в выражении и передаче им мыслей (точнее, содержания мыслей) посредством того или иного языка. Речь - это процесс пользования языком.

Ритуал - установленный порядок действий. В нашем случае целесообразно отнести ритуал к гуманоидным механизмам запуска негуманоидных процессов. Бернард Шоу (?) рассказывал, что однажды он был в гостях у турецкого султана и наблюдал картину, когда два раба играли в какую-то игру и один из них (рабов) нечаянно попал грязной туфлей в султана. Султан "не заметил" этого. Когда позднее Бернард Шоу спросил султана, как подобное могло случиться, султан ответил: “Если бы я это заметил, то обязан был бы приказать казнить раба".

Ассоциативный блок.

Кстати, в этом эпизоде содержится ответ на некоторую "глупость" и "непонятливость" некоторых, но далеко не всех, представителей репрессивных органов, о которой /глупости/ иногда громогласно заявляют некоторые их "жертвы", избежавшие более жестокого "наказания". Все было не так просто, как пытаются представить.

Род (в логике) - понятие, являющееся более общим (широким) по отношению к некоторому другому (видовому) понятию. В биологии род и, особенно, вид определены. В биологии род объединяет близкие по происхождению виды, в обществе под родом понимается коллектив близких родственников, ведущих происхождение от общего предка. В лингвистике род существительных определяется отношениями "живое-неживое", "мужское - женское", при этом возможны сочетания для женского и мужского:

- живое-женское (женщина, собака, лошадь, корова);

- неживое-женское (полка, скамья, хата, стихия);

- неживое-мужское (пол, стол, дом, огонь, дым);

- живое-мужское (мужчина, человек, волк, конь, вол).

Для среднего рода: неживое-среднее (окно, стихия); живое-среднее (дитя, животное, растение).

Ассоциативный блок.

Род может быть богатый, бедный, знатный, знаменитый и неизвестный, средний, мужской и женский, вид - хороший или плохой, а пол - деревянным, глиняным или каменным.

Рок - злая, нелегкая судьба.

Рубль - предмет, представляющий историческую, философскую и экономическую ценность. Не следует путать рубль с деньгами.

“Рубль, вложенный в науку, давал пять рублей прибыли”, что и привело к развалу страны. Если бы ученым оставляли хотя бы вдвое больше, чем 20% от заработанных денег, многие из них, наверное, не стали бы мечтать о западном образе жизни и сохранили свой.



Hosted by (C) УМ-nik