- Д -

Движение - по [1] способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне присущий материи атрибут.

Способ и свойство - это, вероятно, не одно и то же, что делает данное определение весьма сомнительным.

Посмотрим другое определение:

Движение - способ существования материи [2]. Так как термин способ в философии не определен, то дадим свое определение движению: движение - состояние материи.

Лучше, но тоже плохо. Для дальнейшего использования определения необходимо определить, что такое состояние.

Попробуем провести некоторые рассуждения на темы пространство, время, движение и материя.

Пространство содержит в себе (охватывает) материю и движение, хотя не исключено, что и само находится в состоянии движения.

Взаимодействие содержания и формы всегда образуют третью вещь. В нашем случае:

время

 

Содержание

Форма

Третья вещь

1

время

движение

материя

2

материя

время

движение

3

движение

материя

время

4

время

материя

движение

5

материя

движение

время

6

движение

время

материя

Если материя первична, то формально смысл имеют только два рассуждения 2 и 5: движение - результат воздействия времени на материю (2), время - результат движения материи (5).

Движение - форма существования времени. Отметим, что в этих рассуждениях не учитывалось пространство.

Ассоциативный блок.

Отметим, что сами рассуждения скрыты от наблюдателя.

Действие - вид связи вещей, заключающееся в изменении состояния по крайней мере одной из них в результате наличия данной связи. "Сила действия равна силе противодействия" - общий закон для механики и общества.

Действительность - то, что существует реально и независимо от желания философствующего, заблуждающегося и действующего (тем не менее) субъекта.

Действительность отличается не только от всего кажущегося, вымышленного, фантастического и даже логического, как бы все это ни было совершенно правильно, но также и от всего возможного, вероятного, но пока еще не существующего (будущей реальности ?), как бы это не было неправильно и ненужно, т.е. действительность наступает независимо от желания философствующего субъекта (почти по [2]).

В общем случае действительное - это то, что относится к миру вещей, а возможное - то, что относится к миру идей. В предметном мире существует только действительное, в сознании человека все, что не относится к самому процессу мышления (физиологии), существует только как возможное.

Возможное никогда не становится действительным. Тем не менее, действительное может быть очень похожим, в представлении человека, на возможное, что, вероятно, и послужило основанием для определения некоторыми философами действительного как осуществленного возможного.

Ассоциативный блок.

Действительность - реальна, реальность - недействительна.

Действующий субъект - человек.

Дегенерация - вырождение, ухудшение из поколения к поколению приспособительных свойств биологических систем.

Декларация - заявление. Как всякое заявление является самодостаточной и самоисчерпывающей. Как правило, декларации являются результатом компромисса, что практически однозначно определяет их ущербность.

Декларация прав человека - (Всеобщая декларация прав человека, от 10 декабря 1948г/ООН) является типичным примером "заказной статьи" и даже демагогии, но на фоне господствующего в Мире всеобщего угнетения и лжи смотрится достаточно прогрессивно и, вероятно, некоторую положительную роль сыграла; в то же время является типичным псевдоправильным решением, занимающим экологическую нишу; попробуем понять, например, ее первую статью.

Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

В первом предложении термин свободен не определен. Что такое свободен? Нельзя быть свободным вообще (вообще был свободен дух, который свободно носился непонятно над чем), можно быть свободным от чего-то: от угнетения, от денег, от обязанностей, от прав и т.п. Люди рождаются не свободными, а голыми. Они рождаются зависимыми от родителей, болезней, голода, общества и практически беспомощными. И это - правда, соответствующая реальному положению вещей.

Далее термин достоинство не определен, допускает любое (множественное) толкование, но эмоционально выигрышен тем, что говорит о великих, чистых качествах. Понятие достоинство ассоциируется с блоком "чувство собственного достоинства", которое присуще человеку как самосознающему субъекту, в то же время чувство собственного достоинства является результатом действия культуры, воспитания и конкретного момента действия. Условия его реализации настолько сложны, что вносить его в нормативный документ представляется подозрительным. Реальным фактом является то, что человек рождается на планете Земля и может претендовать на равные с другими общественные (политические) права (но чистота и незапятнанность этих прав пока еще очень сомнительна, что мы можем проследить на примере данной декларации). Его внутренние и собственные качества не являются равными качествам других людей и у каждого индивидуальны и неповторимы. Можно, правда, попытаться понять фразу так, что, мол, имеется в виду одинаковое уважительное отношение к личности каждого человека со стороны.... непонятно чего. Предположим, что со стороны государства и народа, как это сказано в преамбуле декларации, но уважительность отношения подразумевает и требует наличия воли и качеств двух сторон, но не одной... Рассуждения можно продолжить.

Здесь мы видим типичный пример объединения в одном предложении двух взаимоисключающих вещей (правды и лжи - см. структуру лжи); в настоящее время аналогично формулируются вопросы для референдумов, статьи конституций и прочий правовой материал.

Второе предложение также содержит неопределенные термины - разум, совесть и должны.

Совесть, в ее полноте, не дается человеку от рождения и является предметом воспитания (образа жизни), не исключено, что в западном мире и даже в каждой стране существует свое понимание "что такое совесть" и менталитет, позволяющий ее проявиться, отличные от других; в этом случае употребление его в международных документах проблематично. Если понятие совесть относится только к религии, то, учитывая, что данные положения являются первой статьей декларации, можно констатировать ее (декларации) исключительно узкую направленность и, в общем случае, спорность. Гитлер, например, смог освободить своих солдат от химеры совести.

Термин разум достаточно неопределен: если его отождествлять с интеллектом человека, то это один разговор, если же только как составляющую интеллекта, то несколько иной. Разум является понятием относительным, не Богом данным и безнравственным; как и совесть, разум развивается или деградирует в процессе жизнедеятельности человека. Можно предполагать, что в данном контексте под разумом подразумевается "потенциальная возможность его носителя понять в конечном итоге и усвоить основные человеческие ценности", но предполагать можно что угодно.

Реальность состоит в том, что не все люди способны адекватно обрабатывать информацию (т.е. разумны, обладают лишь определенным потенциалом разума), часть из них находится в спецбольницах, часть в заключении, часть работает среди людей нормальных (термин “здоровый” применять не будем, вопрос дееспособности достаточно сложен), и в силу ограниченности жизненных сценариев работает достаточно успешно и даже руководителями различных уровней.

Утверждение представляется в высшей степени голословным и демонстрирует желание разработчиков декларации выдавать желаемое за действительное, особенно, если учитывать такой пассаж, как должен.

Если человек рождается свободным, как это декларируется в первом предложении пункта один, то он никому, кроме своих родителей, ничего не должен, что в общем-то соответствует реальному положению вещей и в этом смысле он свободен от общества и несвободен от родителей.

Если же человек кому-то что-то должен, что, в общем-то, соответствует действительности, то он несвободен. Поэтому давайте не будем врать и будем говорить правду.

А правда заключается в том, что человек рождается не просто на планете Земля, а в той или иной стране с ее обычаями, культурой, историей, системой права и государственного устройства; системой, возникшей не на пустом месте, а в результате борьбы одних народов с другими за место под солнцем, что доказывает вся история человечества и особенно исчезнувших народов. И от рождения человек обладает не столько правами, сколько обязанностями перед родителями, близкими и обществом, которые не дали ему сдохнуть /умереть/ с голоду, замерзнуть от холода, умереть от инфекции, быть съеденным соплеменниками, убитым со скуки и т.д. и т.п. И правда заключается в том, что формы борьбы за влияние в мире все время меняются, что на мировой арене появляются и исчезают те или иные силы, влияющие на настоящее и будущее человечества и отдельных народов, и что за место под солнцем приходится воевать. Приходится и будет приходиться. Вопрос: "Каким только путем (способом)?".

В то же время декларация прав человека для простых людей (как и религия) и, особенно правящих элит, заманчива тем, что дает идеологическое обоснование (прикрытие) всякого рода предателям, жуликам и людям слабым духом под внешне благопристойной маской "борьбы за права человека" обогащаться (воровать): согревая себя мыслью типа "имею право жить хорошо (подразумевается "лучше других") в соответствии с декларацией прав человека". И если украл или предал (а предательство является "идеальным товаром"), то молодец - имеет на то право.

Для международных организаций и спецслужб декларация прав человека является отличным агентом влияния и прикрытием, позволяющим облегчить выполнение поставленных перед ними задач.

Кроме всего прочего "Декларация прав человека" является догмой, что прямо следует из преамбулы:

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и ...

В этом первом абзаце декларации заключено недоказанное утверждение, так как термины основа, справедливость, свобода, неотъемлемые права не определены.

Достаточно сомнительно утверждение, что эти вещи являются основой чего-либо (кроме демагогии и других разновидностей лжи).

Несмотря на такую эмоциональную критику, следует отметить, что документы и пакты типа декларации прав человека нужны, но необходимо также стремиться к тому, чтобы они были еще и правдивы. И необходимо также понимать где начинается и где заканчивается область их применения.

Ассоциативный блок.

Многие полезные вещи направляются "во зло".

Дело - действие человека, запускаемое словом и внешним миром. От качеств человека, слова и мира зависит, каким будет дело.

Ассоциативный блок.

Если человек что-либо не делает, то дурак скажет: “Не умеет". Тот, кто не совсем дурак скажет: “Не хочет". И лишь некоторые скажут: “Он делает другое дело".

Демагогия - сознательный обман народа; следует отличать демагогию от глупости говорящего. В то же время один из распространенных способов демагогии - выпускать на экраны вместо себя дураков.

Демагогия бывает нескольких сортов: демагогия преступников, преследующих свои корыстные цели, и демагогия борцов за народное счастье, которые вместо того, чтобы говорить людям правду, разъяснять и увлекать за собой, давая тем истинное знание, предпочитают отделываться демагогическими заявлениями, полагая, что "народ не поймет таких сложных вещей" или "с народом надо разговаривать по-другому", чем вводят в заблуждение в конечном итоге и самих себя. Демагогия опасна тем, что ведет к уничтожению того общества, в котором она культивируется, так как не опирается на реальные вещи и расшатывает информационное пространство. Известно, что на лжи реальных долговременных отношений построить нельзя (правда, религия этот тезис опровергает).

Демиург - [гр.demiurgos] - 1) в древней Греции первоначально - свободный ремесленник, мастер, художник; позднее - высшее правительственное лицо в дорических государствах; 2) в идеалистической философии Платона - божество как творец мира; 3)созидательная сила, творец [12].

Интересна эволюция термина, связанная, вероятно, с изменением распределения функций людей в процессе исторического развития общества.

Демография - наука о закономерностях роста и падения населения планеты, региона, страны, его распределения по половым, возрастным, семейным и другим признакам, определяемым общественно-экономическим развитием.

Демографический коллапс - катастрофически быстрое вымирание населения. Обычно то, что происходит на планете сейчас, определяют как "демографический взрыв", так как имеет место резкий рост населения планеты, но, учитывая тот факт, что при взрыве вслед за расширением объема из-за нагрева газов при их охлаждении следует резкое сжатие либо разрушение того, что взрывается, правильнее будет говорить о коллапсе - угрожающем жизни состоянии, в данном случае для всего или, по крайней мере, большей части населения планеты.

Демократия - дословно означает "власть народа", но по сути это просто слово. Обычно демократию противопоставляют тоталитаризму, как одной из форм деспотизма, что представляется весьма сомнительным, так как по другой сути демократия и есть одна из форм тоталитаризма (деспотизма), и их не надо противопоставлять: "Из всех самых изощренных орудий деспотизма я могу рекомендовать собрание народных представителей, где большинство подкуплено и нанято, а несколько способных и находчивых людей своими смелыми речами создают у народа иллюзию, что он свободен" - сказал еще в 1821 году священник Синди Смит [6]. В основе этого наблюдения Синди Смита лежит тот факт, что демократия и капитализм являются понятиями несовместимыми.

Любая капиталистическая страна по определению является капиталистической, т.е. в такой стране власть принадлежит капиталистам и капиталу, а также тесно связанным с ними структурам (прошедшим сложную эволюцию вплоть до преобладающего действия негуманоидных процессов), но ни как не народу. Правда иногда, очень редко, но все же говорят, что, мол, капиталисты - это тоже народ (часть народа). Представляется, что в данном случае это все же не так, так как подобный подход позволяет любой (!) режим называть демократическим.

Необходимо отметить, что формы тоталитаризма все время меняются, а сущность остается:

- и демократия, и тоталитаризм, не что иное, как способы управления большими массами людей (как и все прочие варианты управления, если речь идет именно об управлении);

- оба способа реализуются путем привлечения к управлению народом малого количества людей (правящей номенклатуры), которые навязывают остальным (народу) и обществу свое видение того, как необходимо действовать, что делать, о чем думать и т.п.: в тоталитарных системах это малое количество практически назначается власть имущими, в демократических "выбирается" из определенным образом (в зависимости от строя и традиций) выделенного контингента претендентов;

- существует мнение, что демократия - наиболее прогрессивный принцип управления; возможно, что это и так, но теория и механизм его реализации (конкретная структура демократического принципа управления) человечеством в целом в настоящее время еще не разработан, хотя некоторые основные положения вроде бы ясны и были воплощены уже в далекой древности; правда, народы от них неоднократно отказывались.

Учитывая то, что демократический принцип управления, в отличие от тоталитарного, является негуманоидным, то есть реализуется не в результате действия человеческого разума и морали, но в результате случайного соотношения сил и конкретных поступков отдельных людей, институтов, спецслужб и т.п., демократическому государству необходимо иметь специфические институты контроля за свободно развивающимися процессами, которые можно определить как "систему противовесов", "защиты от негуманоидных процессов" и т.п. Это могут быть: традиции, независимый институт экспертизы проектов, упрощенные доступные пониманию "среднему" человеку законы, специальные общественные структуры (советы, народный контроль типа ленинской "рабоче-крестьянской инспекции" - рабикрина) и т.п.

Ассоциативный блок.

Любое управление производится в определенных пространственных и исторических условиях и преследует некоторую цель. Не может быть управления вообще - "управления ради управления". Но тогда: "Что такое демократия?" Интересным является также вопрос: "Существуют ли в настоящее время страны с демократической формой правления?"

Демократический централизм - принцип демократического централизма - явление возможное только в жестких тоталитарных системах:

- меньшинство подчиняется большинству; данный тезис ведет к тому, что в партии принципиальные люди вытесняются людьми, способными проявлять именно партийную принципиальность, то есть такую принципиальность, которая колеблется вместе с курсом партии; члены партии, не способные проявлять партийную принципиальность, отторгаются, или уничтожаются (в разных странах по-разному);

- меньшинство подчиняется большинству в обществе - демократия, но связанная с насилием, то есть система тоталитарная;

- меньшинство не подчиняется большинству - отсутствие власти и управления - анархия (?);

- большинство подчиняется меньшинству - деспотия, плутократия и т.п., но не демократия;

- принцип демократического централизма (меньшинство подчиняется большинству) является основой любой демократии и тоталитаризма, но не либерализма.

Ассоциативный блок.

Вывод - любая демократия является тоталитарной системой управления большими массами людей - не является обнадеживающим.

Деньги - по [10] особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Функция денег: мера стоимости, средство обращения, сокровище, средство платежа, всемирные деньги. Функцию меры стоимости деньги выполняют как идеальные, счетные деньги, с ней связаны цена и масштаб цен. При капитализме деньги выступают как денежный капитал. При социализме деньги - всеобщая форма учета затрат общественного труда, планирования и организации производства и распределения совокупного общественного продукта в соответствии с экономическими законами (?) социализма.

Бумажные деньги имеют принудительный или договорной статус, впрочем, как и любые другие, зависящий от сути государственного правления: народное государство, диктатура, демократия и т.п.

Ассоциативный блок.

То есть, анализируя вышеприведенные определения, можем видеть, что деньги это не товар, а один из путей реализации общественных отношений - информационный знак (этим они и отличаются от сокровищ).

Деньги - информационный знак, символизирующий одну из сторон общественных отношений, общественного договора. Деньги возникли, вероятно, в глубокой древности на первых порах в виде устных напоминаний, затем в качестве них могли быть использованы различные записи (глиняные таблички, веревочки с узелками и т.п.) и существовали параллельно с бартером (натуральным обменом). По мере расширения круга общения и области торговли в качестве денег на определенных этапах развития цивилизации пытались использовать и так называемые "универсальные товары" - соль, корицу, слитки металлов (в том числе и благородных) и т.п. но эти вещи оказались непрактичными, а некоторые из них и недолговечными. В конце концов общество вынуждено было вернуться к договорным отношениям (государственная чеканка монеты, банковская система - векселя, кредитные карточки, чековые книжки, расписки и т.п.). В этих формах деньги существуют и сейчас.

Ассоциативный блок.

Разговоры о том, что деньги являются универсальным товаром, очень напоминают ответ на вопрос: "Почему у мужчин застежка в одну сторону, а у женщин в другую?" Ответ гласит, что одеваясь (!?) женщина держит на руках ребенка (вопрос зачем? и как часто?), а мужчина оружие и т.п.

Хотя более простой и естественный ответ (правда, верный ли он или нет - все равно остается вопросом) лежит на поверхности: "Для того, чтобы можно было с максимальным удобством расстегнуть одежду друг друга, используя естественную (привычную) координацию движения пальцев рук (для мужчины правой)".

Дефиниция [лат. definitio - определение] по [12] - логическое определение понятия, установление содержания понятия, его отличительных признаков. Слово, которое любят применять некоторые "философы", вероятно, плохо владеющие простым русским языком.

Из определения данного термина неясно: то ли это имя существительное, то ли глагол. Хотя, скорее всего, это слово может быть использовано и как глагол, и как имя существительное. В первом случае это будет процедура, во втором термин. Так что лучше говорить на русском языке.

Ассоциативный блок.

"Дефиниция дефиниции маловразумительна",

Дзэн (дзэн буддизм) - восточная философия, основной находкой которой является незавершенность мысли, дающая большой простор ассоциативному мышлению.

Диалектика - дословно [1]- искусство вести беседу, рассуждать; более широкое содержание - теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Сократ и Платон рассматривали диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, спора с самим собой, широкого применения анализа и синтеза. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно.

"В марксистской философии термин "диалектика" употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий" [1].

Основное понятие диалектики - развитие, которое является не просто движением, а восхождением от простого к сложному. Являясь результатом взаимодействия систем, развитие выделяет из ряда взаимодействия все более усложняющиеся в течении времени.

В настоящее время диалектика подвергается нападкам [7]: Что можно сказать в ее защиту? Сутью марксистской диалектики являются ее три закона: закон перехода количественных изменений в качественные - (фиксирует факт наличия мира: пространства, времени и материи с их свойствами, то есть то, что существуют Мир, его размер и движение);

закон единства и борьбы противоположностей - (фиксирует одно из основных свойств Мира - непрерывность и свойство ограниченности ресурсов подсистем Мира);

закон отрицания отрицания - (фиксирует факт движения существующих в пространстве и времени вещей) производный итог действия двух предыдущих.

Основной особенностью диалектики является то, что любой из вышеприведенных законов является производным двух других, то есть законов всего два.

Альтернативные пути не являются противоположностями. Но в мире, как ни странно, существуют еще некоторые не менее общие законы:

закон существования третьего - взаимодействие двух каких-либо вещей всегда (!) образует третью вещь;

все течет, все изменяется (закон многими упоминается, но почему-то не выделяется как закон).

Ценность этих законов заключается в том, что они не дают возможности заниматься самоуспокоением, естественно, если ими пользоваться, а не просто повторять догматически как заклинание. В то же время вполне можно обходиться и без них - если понимать суть вещей.

Особенностью диалектического мышления является спор (диалог) с самим собой, в силу того, что процесс такого спора происходит в едином интеллекте и, что самое главное, едином сознании, вероятность применения нечестных приемов спора или некорректных логических форм резко падает, так как целью диалектического мышления является поиск правильного ответа, а не победа в споре, хотя некоторые мыслители (слово применено без кавычек ибо процесс мышления действительно труден) умудряются себя "водить за нос".

Диамат - сокращенное название учения, известного как "Диалектический материализм" (в отличие от материализма), ассоциирующего с такими понятиями как, догматизм и примитивизм, что не умаляет его вклада в философию....

Диатропика - наука о разнообразии (см. приложение № 1). Применительно к диатропике здесь, далее и везде будем цитировать статью Ю.В. Чайковского "Познавательные модели, плюрализм и выживание", Путь. 1991. №1.:

"Не имея дела с отдельными фактами, диатропика не может давать утверждений, справедливых абсолютно для всех объектов. Изучая какое-либо множество, диатропика всегда выявляет в нем ядро типичных объектов, для которых выраженные закономерности выполняются очевидным образом, и периферию - сравнительно немногочисленные объекты, на которых закономерности данного множества видимы плохо, вплоть до, может быть, полного отсутствия".

"Нет возможности вычислить будущее поведение системы: любое вычисление производится в рамках кокой-то модели, а потому может оказаться в корне ошибочным из-за неучета моделью детали или параметра, казавшихся несущественными, но оказавшихся главными. По этой же причине нет смысла выяснять, какая из возможностей более вероятна. К счастью, на деле нам надо не столько знать будущее, сколько уметь разумно действовать. А это значит, что главная ценность прогноза - в указании наиболее опасных вариантов развития событий. Если опасность осознана как в принципе возможная, то меры против нее надо предусмотреть независимо от того, вероятна (реализуется - поправка наша) она или нет".

Ассоциативный блок.

Структура личности и составляющих интеллекта также имеют диатропическую форму: ядро + периферия. Правильно сформированное ядро определяет их стабильность, обширная периферия - качество, коммуникабельность и пластичность. Не исключено, что в такой модели возможно наличие нескольких ядер.

Диатропическая модель познания - "Будущее блуждает не между планом и рынком, не между государственной и частной собственностью, а между насилием и свободой" (Жак Аттали -1981 г.).

" Диатропическая познавательная модель видит природу как сад, как ярмарку; эти понятия надо отличать от таких чисто функциональных понятий, как огород и рынок. Моделируя природу ярмаркой, мы видим в природе не инструмент, а общество.

... Хотя диатропическая модель едва начинает входить в научное понимание мира, однако сама она очень стара, старше, чем наука... В любой эпохе можно найти черты всех познавательных моделей, но в науке они одновременно не господствуют".

Ассоциативный блок.

Диатропическая модель познания очень напоминает модные картинки "Волшебный глаз", которые на первый взгляд кажутся бессмысленным нагромождением непонятных узоров, но после достаточно долгого разглядывания (1-10 с и более) позволяют в результате подсознательной обработки информации увидеть объемное скрытое изображение, вызывающее достаточно сильный эмоциональный эффект. Кстати, аналогичным действием обладают некоторые орнаменты, особенно те, которые наносят на ленточки для головных уборов и для отделки платья (проверено автором). В древности такие "чудесные" орнаменты могли иметь и "магическое значение".

Дилетант - человек, "подвергающий все сомнению" - исследователь или ученый, доходящий и дошедший до понимания истинного положения вещей самостоятельно, а не в результате обучения.

Диктатура - по Марксу диктатура пролетариата - замена диктатуры буржуазии. Диктатура пролетариата должна учить массы (и общество) искусству самоуправления. Реально ли это? - остается вопросом до сих пор.

Диктатура является одним из источником как самого права, так и его философии.

Динамика - наука, изучающая процессы, связанные с движением вещей и свойства вещей в движении.

Дихотомия - [от греческого dicha и tome - рассечение на две части] - деление объема понятия на две взаимоисключающие части, полностью исчерпывающие объем делимого понятия.

Добро - морально-этическая категория, являющаяся положительной, т.е. желаемой, ценностью человеческих отношений. Очень сложное понятие и явление: одно и то же действие, в зависимости от пред- и послеистории, может оказаться как добром, так и злом: дорога в ад вымощена благими намерениями.

Доверие - отношение между людьми, основанное на понятиях правды и лжи, позволяющее им взаимодействовать, образуя систему более высокого порядка. Исчезновение доверия, т.е. нарушение отношения правды и лжи, неминуемо ведет к разрушению общности (системы): таково свойство информационных систем.

Доверительные отношения - отношения, основанные на вере в порядочность, честность и обязательность сторон. Всегда носят вероятностный (понятие вероятность тоже происходит от слова вера) характер и не исключают понятия обман.

Догматизм - запрет рассуждения на некоторые темы. В философии и науке [2] догматизм - способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных практики и науки, конкретных условий места и времени, т.е. игнорирующий принцип конкретности истины. Возникновение догматизма исторически связывают с развитием религиозных представлений, требований веры в догматы религии (и, вероятно, с отсутствием письменности), утверждаемые в качестве непреложных истин, не подлежащих критике и обязательных для всех верующих. Парадоксом догматизма является его органичность и естественность для человеческого интеллекта вообще, так как последний является в первую очередь памятью (хранилищем знаний, догм), а уж затем разумом.

Долг - может быть: сыновний, материнский, родительский, гражданский, денежный - довольно странный ряд. Элемент насилия над человеком со стороны внешнего мира - антагонист свободы и прав человека.

Ассоциативный блок.

Что это такое - насилие?

Должен - никто никому ничего не должен. Слово должен обычно употребляется не к месту.

Достаточное основание - общий логический принцип, согласно которому положение считается истинным только в том случае, если оно доказано опытным путем или выведено из других истинных положений.

Достаточное условие - содержащее все необходимые компоненты.

Достоверность информации - базовое понятие теории информационных систем, характеризуемое отношениями правды, лжи и неопределенности - трехзначности.

Достоинство - цена, в переносном смысле - чувство, тесно связанное с качествами человека. Если говорят о чувстве собственного (личного) достоинства, то это значит, что человек имеет собственную самооценку (оценил собственные достоинства) и представляет (полагает), что так же относятся к нему и окружающие. Если оказывается, что окружающие оценивают его заметно ниже, то чувство собственного достоинства ущемляется. При этом человек либо корректирует собственную самооценку, что всегда является мучительной работой над собой, но делает ему честь, либо воинствующе начинает доказывать, что это другие плохи, а вот он хорош, пытаясь тем самым сохранить чувство собственного достоинства. При этом в подавляющем большинстве случаев такой человек действует на уровне пещерного менталитета: вызывает для этого обидчика на дуэль, мстит, становится человеконенавистником, объявляет войну, совершает большое количество поступков, которые показывают, что им руководит не разум, не чувство собственного достоинства, а другие чувства: зависть, ревность, уязвленное самолюбие (менталитет), которые показывают, что данный человек не является человеком в полном смысле этого слова, разумным (а быть разумным, как показал Ортега-и-Гассет, это очень и очень трудно). Естественно, что подобное поведение человеку чести не делает, но сохранить самоуважение и самоощущение позволяет..

В соответствии с [17] достоинство - положительное качество вещи; совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

Иногда говорят о потере человеком своего достоинства в результате совершения им неблагопристойных и им подобных поступков, то есть о потере человеком некоторых качеств, общепринято считающихся достоинствами человека: честности, порядочности (говорят, что "человек себя обесчестил"), искренности и т.п.- что ему чести не делает и вызывает угрызения совести. Для борьбы с последним явлением и было, вероятно, придумано понятие о свободе совести.

Ассоциативный блок.

Люди или классы, облеченные властью, не способные самостоятельно сохранять свое достоинство и честь, но любящие и желающие выглядеть красиво в собственных глазах, стремящиеся закрепить положения об охране их чести и достоинства при помощи государственных институтов, (т.е. другими людьми), в нормативных документах (декларациях, юридических кодексах, конституциях и т.п.), всегда были, есть и будут.

Не следует путать достоинство с достоянием.

Достояние - по [17] имущество, собственность, безраздельно принадлежащие чему-нибудь или кому-нибудь.

Доступный образ (действия) - определяется как природой самого человека, так и историческими обстоятельствами существования сообщества, так называемыми "производственными отношениями в государстве".

Дурак - человек, не являющийся круглым дураком. Дураки - это "новые глупые" ( иногда говорят "новые русские") - люди, не понимающие, как создаются ценности и богатства народом, но научившиеся все это прибирать к рукам. Философия дураков исключительно притягательна своей непосредственностью. Необходимо отличать дурака от круглого дурака.

Анекдот. Смотрит один раз мельник со своего второго этажа, как мужик у него из ларя муку ворует. "Эй, что ты там делаешь?"- кричит он мужику. "А я - дурак"- отвечает мужик. "Какой же ты дурак. Если бы ты был дураком то сыпал бы муку из своего мешка в мой ларь, а не наоборот". "Извини, дорогой"- отвечает мужик: "Если бы я сыпал муку из своего мешка в твой ларь, то я был бы не дураком, а круглым дураком. А сие, как ты понимаешь, не соответствует действительности".

Ассоциативный блок.

Круглых дураков у нас не так уж и много.

Еще один ассоциативный блок.

Вопрос: Что хуже дурака? - Ответ: Дурак с инициативой!

Третий ассоциативный блок. Существует поговорка: "Дураки учатся на собственных ошибках, а умные на чужих". Но некоторые наблюдения показывают, что имеет место и другая возможность:

"Умные учатся на собственных ошибках, называя себя при этом дураками, а дураки на несчастьях других людей, созданных дураками, и называют себя при этом умными людьми".

Духовность - способность человека понимать других людей и проникаться к ним сочувствием. Как правило, духовность смешивают с религиозностью, не имеющей к духовности ни малейшего отношения.

ило, духовность смешивают с религиозностью, не имеющей к духовности ни малейшего отношения.



Hosted by (C) УМ-nik