"Эверест" - Центр Практической Информатики

представляет вводный курс

"Delphi для чайников"

Урок 5. Инспектор объектов или свойства и события….

Мы судим о человеке по его свойствам: внешнему виду и поведению. Каждый элемент в Delphi то же наделён свойствами, которые определяют внешний вид объекта и его поведение.
Существует несколько типов свойств, в зависимости от их устройства.

В режиме проектирования манипулирование свойствами осуществляется с помощью Формы. Например, для того чтобы изменить свойства Height (высоту) и Width (ширину) кнопки, достаточно "зацепить" мышкой за любой ее угол и раздвинуть до нужного представления. Того же результата можно добиться, просто подставив новые значения свойств Height и Width в окне Инспектора Объектов.

 

1. Запустите Delphi. Форма Form1 создается автоматически при запуске программы. Добавьте на форму кнопку Button1 (помните, как в прошлом уроке). Теперь наша программа теперь состоит из двух объектов: Form1, Button1.

2. Посмотрим, какими свойствами обладает наша форма - Form1. Для этого щелкните на форме. Затем, в окне инспектора объектов (см. рисунок выше) перейдите на закладку Properties (свойства).
Рассмотрим наиболее часто используемые свойства формы.

3. Щёлкните один раз на форме, затем в окне инспектора объектов по закладке Properties (свойства).

Caption
Текст формы, отображается в строке заголовка.По умолчанию, Delphi присваивает этому свойству то же значение,
что и свойству Name.
Color
Цвет фона формы
Cursor
Изображение курсора в тот момент, когда он находится на элементе управления.
Enabled
Должен ли элемент управления реагировать на события (мышку, клавиатуру и т.д.). Если свойство имеет значение True (да, истина), то элемент реагирует на события, если False (нет, ложь) - нет.
Hint
Пояснительный текст (подсказка), который будет отображаться при остановке курсора мыши над формой во всплывающем окне.
Left
Горизонтальная координата (X) левого края элемента управления относительно экрана.
Name
Содержит имя (идентификатор) компонента, по которому в программе производится обращение к этому компоненту. Каждому компоненту Delphi автоматически присваивает имя, исходя из типа компонента, например: Form1, Form2, Button1, Button2.
ShowHint
Разрешает или запрещает показывать подсказки. Если свойство имеет значение True, то подсказка будет, если False -нет.
Tag
Ячейка для хранения произвольного целого числа. Это свойство создано исключительно для программиста, Delphi оно не нужно.
Top
Вертикальная координата (Y) левого верхнего угла формы относительно экрана.
Visible
Определяет, будет ли данный компонент отображаться на экране. Если свойство имеет значение True, то компонент виден, если False - нет.
Width
Ширина формы в пикселях (точках).

Другие компоненты могут иметь такие же свойства, что и форма, плюс дополнительно большое количество "своих" свойств. Например, компоненты Button имеют почти все выше приведенные свойства и дополнительно некоторые свои.

4. Сейчас измените свойства объектов, как указано в таблице ниже. Для этого, сначала выберите нужный компонент (Form1 или Button1), щелкая на нем левой кнопкой мыши. Затем, в окне инспектора объектов, на закладке Properties, найдите нужное свойство и измените его либо вписывая новое значение, либо выбирая из предложенного списка.

Form1

Свойство
Значение
Пояснение
Caption
Моя программа
Устанавливаем для заголовка формы указанную фразу
Color
ClOlivy
Устанавливаем оливковый цвет для фона формы
Hint
Это моя программа!
Устанавливаем указанный текст как подсказку для формы
ShowHint
True

Разрешаем показывать подсказку

5. Измените свойства Width, Height, Top, Left. Разберитесь, какое свойство за что отвечает.

6. Очень интересное свойство Align (выравнивание). Попробуйте изменить это свойство и запустите программу, нажав F9.

7. Закройте свою программу, измените свойство align на другое, например, alClient. Снова запустите программу. Вы увидите, как опять изменилась ваша форма.

8. Попробуйте разные значения этого свойства. Они нам понадобятся.

Button1.

Свойство
Значение
Пояснение
Caption
Кнопка 1
Надпись на кнопке 1
Cursor
CrHandPoint (выбирается из списка)
Изменяем курсор на указатель в виде руки ("HandPoint"), Этот указатель будет появляться в тот момент, когда вы будете наводить курсор мыши на эту кнопку.
Height
60
Устанавливаем высоту кнопки
Hint
Это кнопка 1
Устанавливаем указанный текст как подсказку для формы
Left
20
Горизонтальная координата левого края кнопки.
ShowHint
True
Разрешаем показывать подсказку
Top
40
Вертикальная координата левого верхнего угла кнопки относительно формы.
Width
80
Ширина кнопки

9. Запустите программу кнопкой F9. Подведите курсор к кнопке, курсор должен измениться.
10. Замрите мышкой над кнопкой на несколько секунд, должна всплыть подсказка.

Примечание:

Вы, наверное, обратили внимание на "дикие" значения свойств. Например, почему бы цвета в свойстве Color не называть как принято: Red, Black, а не так как в Delphi: clRed, clBlack?

Дело в том, что Delphi- это принятая форма записи, перед значением свойства стоит сокращение, определяющее, к какому свойству оно принадлежит. clREd -cl-сокращенно color. Аналогично: alClient - align client (выровнять по всей клиентской области- развернуть во весь экран)

Самостоятельно: Исследуйте компонент label.

 

На следующем уроке мы разберемся как изменять свойства во время выполнения программы.

Скачать этот урок в формате Word и посмотреть архив данной рассылки, Вы сможете на нашем сайте по адресу: http://umnik.rikt.ru/everest/distant/delphi.htm

liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
Rambler's Top100 Rambler's Top100

Copyright © "ПроектGame"; 2004