"Эверест" - Центр Практической Информатики

представляет вводный курс

"Delphi для чайников"

Урок 7. Оператор присваивания.

 

Разберемся, как использовать данный оператор на примере следующей программы.
Создать программу, на экране которой изображена кнопка. При нажатии на нее кнопка должна перепрыгивать на 200 пикселов вправо.

1. Откройте Delphi. Поместите на форму кнопку.

 

Теперь давайте рассуждать. Что нам нужно? Чтобы при нажатии на кнопку она перемещалась на 200 единиц вправо. То есть реагировала на щелчок. Следовательно, будем писать обработчик нажатия клавиши.

2. В Object Inspector (инспекторе объектов) перейдите на вкладку Events (События) и щелкните 2 раза напротив поля OnClick (при нажатии). Посмотрите:

(Вообще, тот же эффект мы получали ранее, просто щелкнув 2 раза по кнопке Button1).

За положение компонента на форме отвечает свойство Left. Следовательно, его и необходимо изменить:

3. Между begin и end напишите: button1. Left := 200;

На прошлых роках Вы уже имели дело с этим оператором : = . Он называется оператором присваивания. Использование его означает, что переменной button1.left необходимо присвоить значение 200.
Почему нельзя использовать оператор = ? Потому что в информатике приходится иметь дело с выражениями типа: x := x+1; С точки зрения математики тождество ложное, в информатике же это значит, что нужно взять их переменной х число, прибавить к нему 1 , и результат опять поместить в эту переменную. (Переменная играет роль ящика, в который складывают или берут числа).

4. Запустите программу, клавишей F9, проверьте, работает ли кнопка.
Оказывается, работает, если нажать один раз. Во второй раз она уже не двигается. Чтобы передвинуть кнопку еще на 200 пикселов надо написать button1. Left := 400;


5. Попробуйте. Запустите прогргамму, проверьте. У вас ничего не выйдет. Почему? Программа сделает эти два оператора, но ВЫ не увидите, потому что скорость выполнения огромна. Нужно придумывать что-либо другое.


6. Сотрите предыдущие операторы и на их месте наберите: Button1.left:= Button1.left+200;
Что сие означает? Программа должна взять из переменной button1.left число, прибавить к нему 200 и результат опять поместить в эту переменную.

7.Запустите программу, попробуйте. Программа должна работать как надо.

Запомните этот прием. Он применяется очень часто.

Самостоятельно:

  1. добавьте еще две кнопки на форму и сделайте так, что 1-ая кнопка будет скакать по вертикали, а 2-ая - по диагонали.
  2. Скачайте программу "Форма". Сделайте такую же.

Примечание: данный и следующие уроки содержат практику, которую нужно много отрабатывать. Запомните, умение писать программы- это такое же практическое искусство как и умение плавать. Сидя на берегу плавать не научишься.

А поэтому несколько советов:

  • не ограничивайтесь моими уроками, больше работайте сомостоятельно, придумывайте себе задания, создавайте небольшие программы;
  • каждый урок содержит или разъясняет один прием или тему, следовательно после каждого урока Вы сможете создавать свои собственные программы, используя новые знания.
  • если Вы придумаете задания, которые лучше моих, интереснее моих, или просто желаете поделится своими идеями и задумками, то, пожалуйста, напишите: e-mail: rk@rikt.ru
  • если Вам что-либо не понятно, или не получается, напишите, постраемся помочь.

Ждем писем с вашими собственными программами.

На следующем уроке мы узнаем "как дурят нашего брата"

До написания своей первой игры осталось 4 урока....