Особое приветствие мужественным учителям информатики и всем, имеющим к ней отношение!
Нужна ли информатика в школе?
Хочу поделиться небольшой частью наболевшего за многие годы.
Я веду в школе информатику с 1985 года, к тому же последние 11 лет работаю заведующим кабинетом и методистом по информатики в Брянском ИПКРО. Много поездил по школам городов СССР и России с целью приобретения опыта и выяснения, что же такое за предмет ИНФОРМАТИКА. Вывод такой: от введении этого предмета больше вреда нежели пользы. 15 лет во многих школах имеются компьютеры, закончился процесс компьютеризации образования и начался процесс информатизации. Конечно на словах и на бумаге. Вряд ли такое дорогостоящее оборудование нужно было приобретать только для обучения программированию на уроках информатики. Возможности использования ЭВМ в учебном процессе неизмеримо больше. Почему же компьютеры практически не используют при преподавании других предметов? Причин много. Вот некоторые из них:
А как обстоит дело с предметом ИНФОРМАТИКА?
Ничуть не лучше. До сих пор
не определились в понятии, что такое “информатика”. Нет стандарта, нет программ,
нет учебников, нет соответствующего им учебного ПО, а о разнообразии типов
техники можно только анекдоты сочинять (у нас в области 24 различных типа). Но
об этом уже много говорили и всем надоело. Сейчас все чаще стали говорить, что
практически ни в одной развитой стране такого предмета нет. А раньше это разве
не знали? Как всегда изобретаем велосипед, идем “своим путем”.
А легко ли
учителю информатики? Цезарю до него далеко. Чего он только не должен знать и
уметь. Быть электронщиком, программистом, математиком, физиком, химиком,
биологом, конструктором, литератором, искусствоведом, историком, поэтом, уметь
грамотно писать (к сожалению) и прочее, прочее. Поясню. К примеру, при изучении
графического редактора учитель информатики должен знать и композицию рисунка и
соотношение цветов и многое другое, чего он не знает, да и не обязан знать. Но
это прекрасно знает учитель рисования. Так почему бы учителю рисования и не
обучать детей работе с графическим редакторам.
Аналогичная ситуация и при
изучении текстовых редакторов и издательских систем. Литератор бы справился
гораздо лучше. С моделированием – физик, с электронными таблицами – математик и
т.д и т.п. Ну, а если есть дети, которые интересуются программированием, то для
этого можно пригласить программиста для ведения курса программирования в
специализированных классах и специализированных школах или для проведения
факультативов и кружков в обычных. А изучать азы работы с клавиатурой и
программным обеспечением в начальных классах с большим успехом смог бы учитель
начальных классов, а не учитель информатики, который, как правило, вряд ли
владеет методикой работы с малышами. И на протяжении всего обучения детей в
школе нужно использовать компьютерные классы по мере необходимости
учителями-предметниками при изучении своих предметов. Учитель информатики, как
наиболее подготовленный на настоящий момент,
может быть консультантом и обучать учащихся и учителей навыкам освоения нового
программного обеспечения. А пока бедный учитель информатики пытается постичь
непостижимое, заменить всех специалистов во всех областях знаний (и швец и жнец
и …).
Вот поэтому в развитых странах и нет такого предмета как информатика. Там в начальной школе постигают компьютерную грамотность, а дальше используют полученные навыки при изучении практически всех предметов с помощью ЭВМ под руководством учителей-предметников или самостоятельно. А любители программирования изучают его факультативно.
К сожалению, в нашей системе образования после стольких лет исправить положение сложно, на это потребуются годы, а скорее всего– десятилетия.
Что можно предложить сейчас. В федеральном плане включить в инвариантную часть базовый курс информатики в 8-9 классах, тот самый минимум образования, о котором так много говорится. В 10-11 классах – профильные курсы (как минимум двух направлений: естественного и гуманитарного). Базовый курс ведет учитель информатики, а профильные: естественное направление – учитель информатики с физико-математическим или инженерным вторым образованием, а для гуманитарного нужно готовить и подключать к ведению курса учителей гуманитариев. И конечно готовить программы, учебники, методические пособия, программное обеспечение и учителей предметников для неотвратимо грядущей информатизации всего образования.
Хотелось бы услышать по этому поводу мнение учителей информатики.
С уважением,