Особое приветствие мужественным учителям информатики и всем, имеющим к ней отношение!

Обсуждение доклада

 

Нужна ли информатика в школе?

Хочу поделиться небольшой частью наболевшего за многие годы.

Я веду в школе информатику с 1985 года, к тому же последние 11 лет работаю заведующим кабинетом и методистом по информатики в Брянском ИПКРО. Много поездил по школам городов СССР и России с целью приобретения опыта и выяснения, что же такое за предмет ИНФОРМАТИКА. Вывод такой: от введении этого предмета больше вреда нежели пользы. 15 лет во многих школах имеются компьютеры, закончился процесс компьютеризации образования и начался процесс информатизации. Конечно на словах и на бумаге. Вряд ли такое дорогостоящее оборудование нужно было приобретать только для обучения программированию на уроках информатики. Возможности использования ЭВМ в учебном процессе неизмеримо больше. Почему же компьютеры практически не используют при преподавании других предметов? Причин много. Вот некоторые из них:

  1. Ввели новый предмет, создали кабинеты ВТ, ввели должность заведующего кабинетом, сделали различные доплаты за обслуживание ВТ и вредные условия работы – так какой же нормальный завкабинетом пустит посторонних преподавателей к “своей” технике?. А если и пустит, но ему необходимо учить этих преподавателей и присутствовать самому у них на уроках. А зачем ему это?
  2. Для того, чтобы использовать ЭВМ при преподавании других предметов, нужно, как минимум, несколько условий: наличие новых программ и учебников для преподавания различных предметов с использованием ЭВМ, разработка соответствующего этим пособиям программного обеспечения, создание методик преподавания этих предметов с использованием ЭВМ и подготовленность самих преподавателей-предметников к использованию ЭВМ на своих уроках.
    Ничего этого в полной мере в школе нет, хотя и прошло 15 лет с начала компьютеризации. И не будет еще очень долго. Так зачем же нормальный учитель-предметник будет добровольно создавать себе головную боль при поисках программного обеспечения, изучении его и попытках привязать его к существующим программам, в которых не предусмотрено
    использование ЭВМ.
    (Я всегда привожу пример с построением графиков функций в математике. Попробуйте совместить теорию учебника с принципом получения графиков на компьютере).
    ЭВМ – это мощное техническое средство обучения, но для его использования нужны и
    соответствующие атрибуты. Арабская пословица гласит: “Можно подвести коня к водопою, но нельзя заставить его напиться”. Вот когда министерством образования будет создана необходимость использования ЭВМ при преподавании других предметов – тогда и начнется информатизация образования.

А как обстоит дело с предметом ИНФОРМАТИКА?
Ничуть не лучше. До сих пор не определились в понятии, что такое “информатика”. Нет стандарта, нет программ, нет учебников, нет соответствующего им учебного ПО, а о разнообразии типов техники можно только анекдоты сочинять (у нас в области 24 различных типа). Но об этом уже много говорили и всем надоело. Сейчас все чаще стали говорить, что практически ни в одной развитой стране такого предмета нет. А раньше это разве не знали? Как всегда изобретаем велосипед, идем “своим путем”.
А легко ли учителю информатики? Цезарю до него далеко. Чего он только не должен знать и уметь. Быть электронщиком, программистом, математиком, физиком, химиком, биологом, конструктором, литератором, искусствоведом, историком, поэтом, уметь грамотно писать (к сожалению) и прочее, прочее. Поясню. К примеру, при изучении графического редактора учитель информатики должен знать и композицию рисунка и соотношение цветов и многое другое, чего он не знает, да и не обязан знать. Но это прекрасно знает учитель рисования. Так почему бы учителю рисования и не обучать детей работе с графическим редакторам.
Аналогичная ситуация и при изучении текстовых редакторов и издательских систем. Литератор бы справился гораздо лучше. С моделированием – физик, с электронными таблицами – математик и т.д и т.п. Ну, а если есть дети, которые интересуются программированием, то для этого можно пригласить программиста для ведения курса программирования в специализированных классах и специализированных школах или для проведения факультативов и кружков в обычных. А изучать азы работы с клавиатурой и программным обеспечением в начальных классах с большим успехом смог бы учитель начальных классов, а не учитель информатики, который, как правило, вряд ли владеет методикой работы с малышами. И на протяжении всего обучения детей в школе нужно использовать компьютерные классы по мере необходимости учителями-предметниками при изучении своих предметов. Учитель информатики, как наиболее подготовленный на
настоящий момент, может быть консультантом и обучать учащихся и учителей навыкам освоения нового программного обеспечения. А пока бедный учитель информатики пытается постичь непостижимое, заменить всех специалистов во всех областях знаний (и швец и жнец и …).

Вот поэтому в развитых странах и нет такого предмета как информатика. Там в начальной школе постигают компьютерную грамотность, а дальше используют полученные навыки при изучении практически всех предметов с помощью ЭВМ под руководством учителей-предметников или самостоятельно. А любители программирования изучают его факультативно.

К сожалению, в нашей системе образования после стольких лет исправить положение сложно, на это потребуются годы, а скорее всего– десятилетия.

Что можно предложить сейчас. В федеральном плане включить в инвариантную часть базовый курс информатики в 8-9 классах, тот самый минимум образования, о котором так много говорится. В 10-11 классах – профильные курсы (как минимум двух направлений: естественного и гуманитарного). Базовый курс ведет учитель информатики, а профильные: естественное направление – учитель информатики с физико-математическим или инженерным вторым образованием, а для гуманитарного нужно готовить и подключать к ведению курса учителей гуманитариев. И конечно готовить программы, учебники, методические пособия, программное обеспечение и учителей предметников для неотвратимо грядущей информатизации всего образования.

Хотелось бы услышать по этому поводу мнение учителей информатики.

Обсуждение доклада

 

 

С уважением,

заведующий кабинетом Брянского ИПКРО В.Г. Агалаков