(Моя система работы) Место информатики в жизни современного человека.Много ведется споров, какой быть школе 21 века. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить, какие процессы происходят в современном обществе, и соответствует ли школа, а я работаю в традиционной школе, требованиям и запросам современного общества. ¨ Как известно, наша страна из индустриальной эпохи переходит в
постиндустриальную. Если в
индустриальную эпоху основными инфраструктурами были энергетические системы,
а основным ресурсом развития
человека- энергия, то в постиндустриальную эпоху основными
инфраструктурами становятся сети коммуникации, а основным ресурсом-
информация. Отсюда ясно, что одним из ресурсов развития молодого человека
является возможность этой информацией пользоваться.
¨ Образование является важной частью жизни каждого
человека. И если раньше полученного образования хватало на всю жизнь, то
сейчас классическое образование работать перестает. Социологи выяснили, что
знания человечества удваивались в
15-16 веке каждые 1000 лет, в 19 веке - в 100 лет, сегодня в 20 лет, а в 2030
году – будут удваиваться каждые 2 года. Поэтому, возрастает потребность в
знаниях о получении, переработке и хранении информации. ¨ Еще несколько лет назад, ответственность за каждого человека несло на себе государство, в обществе существовало много гарантий, то при переходе к демократическому обществу ответственность за благополучие человека ложится на самого человека. А значит, умение и способность человека занять в жизни активную позицию является главной составляющей его благополучия. ¨ Создана мировая сеть – Интернет. Возможность
участия в российских и международных проектах расширяет границы ребенка и местом его жизни становится не
определенный город или школа, а целый мир.
Как известно, школа это место в обществе, специально созданное для того, чтобы подготовить подрастающее поколение к жизни. Приведенных примеров достаточно, чтобы сделать вывод о том, что традиционная школа, с традиционным подходом в системе обучения, образования и воспитания не готовит ребенка к полноценной жизни в современном обществе. Правила «игры» в жизни изменились, а в школе остались старыми. Исходя из этого, я попытался изменить систему обучения информатики в школе.
Преподавание информатики
Содержание
школьного курса позволяет трактовать
информатику как технологию, как науку, как средство коммуникации, как
средство получения информации (информационный банк данных) и как обучающую
систему (тренажеры, средство контроля, средство обучения).
Информатика-это единственный школьный предмет,
формирующий операционный стиль мышления, необходимый в работе любого
управленца. Для этого в информатике есть свой мир- виртуальный, есть
руководитель- программист, пишущий программу, есть свои исполнители- объекты,
есть свой язык- команды и функции. Преподавание информатики ведется в форме традиционных уроков и системы спецкурсов. Всем ученикам дается базовый курс
информатики, в котором обеспечивается
обязательный общеобразовательный минимум подготовки. Помимо общеобразовательных задач курса
упор делается на навыки работы с
литературой, развитие самостоятельности, творчества учащихся. Информатика начинается с курса пользователя, что
дает возможность изучать все последующие темы на компьютере. Изучение любой темы - с блока вводных лекций, на которых даются основные
теоретические положения. Практическая работа над темой проходит
самостоятельно и заканчивается зачетной творческой работой.
¨ Обучение построено по принципу от простого к сложному; ¨ На каждом уроке выдается практическое задание, содержащее
пошаговую инструкцию его выполнения, в ходе которого происходит изучение
нового материала; ¨ Ученик должен работу выполнить и увидеть готовый
продукт своей деятельности; ¨ После изучения темы выполняется творческая работа,
в которой учащиеся должны показать
и уровень усвоения пройденного
материала и проявить творчество. (Например, после изучения Worda,
учащимся предлагается самостоятельно сделать собственную газету, причем
название газеты и материал ученики готовят самостоятельно).
Сегодня выделяется целый спектр применения
информатики: графические изображения, компьютерная графика, базы данных,
системное и логическое программирование и т.д. Между тем, на уроках нет
возможности познакомится с ними более глубоко. Данную проблему решает система
спецкурсов. Спецкурс позволяет
изучить программный продукт более углубленно. Такая система работы позволяет: ¨ перейти от схемы « учитель-ученик» к схеме
«консультант- консультируемый»; ¨ каждому
ученику работать в своем темпе; ¨ ребенку выстроить собственный образовательный путь
в информатике; ¨ увидеть свою работу на каждом уроке и самому ее
оценить; ¨ легко восстановить свои пробелы в обучении; ¨ учителю уделить время на уроке на индивидуальную работу
с учащимися; ¨ достаточно глубоко изучить некоторые направления
информатики; ¨ попробовать себя в профессиональной деятельности,
связанной с информатикой.
Ишмуратов Р.К, учитель информатики школы № 26 |