Преподавание информатики в современной школе.

(Моя система работы)

Место информатики в жизни современного человека.

Много ведется споров, какой быть школе 21 века. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить, какие процессы происходят в современном обществе, и соответствует ли школа, а я работаю в традиционной школе, требованиям и запросам современного общества. 

¨      Как известно, наша страна  из индустриальной эпохи переходит в постиндустриальную. Если в индустриальную эпоху основными инфраструктурами были энергетические системы, а основным ресурсом развития  человека- энергия, то в постиндустриальную эпоху основными инфраструктурами становятся сети коммуникации, а основным ресурсом- информация. Отсюда ясно, что одним из ресурсов развития молодого человека является возможность этой информацией пользоваться.

 

¨      Образование является важной частью жизни каждого человека. И если раньше полученного образования хватало на всю жизнь, то сейчас классическое образование работать перестает. Социологи выяснили, что знания человечества удваивались  в 15-16 веке каждые 1000 лет, в 19 веке - в 100 лет, сегодня в 20 лет, а в 2030 году – будут удваиваться каждые 2 года. Поэтому, возрастает потребность в знаниях о получении, переработке и хранении информации.

 

¨      Еще несколько лет назад, ответственность за каждого человека несло на себе государство, в обществе существовало много гарантий, то при переходе к демократическому обществу ответственность за благополучие человека ложится на самого человека. А значит, умение и способность человека занять в жизни активную позицию является главной составляющей его благополучия. 

 

¨      Создана мировая сеть – Интернет. Возможность участия в российских и международных проектах расширяет границы ребенка  и местом его жизни становится не определенный город или школа, а целый мир.

 

 Как известно, школа это место в обществе, специально созданное для того, чтобы подготовить подрастающее поколение к жизни.  Приведенных примеров достаточно, чтобы сделать вывод о том, что традиционная школа, с традиционным подходом в системе обучения, образования и воспитания не готовит ребенка к полноценной жизни в современном обществе. Правила «игры» в жизни изменились, а в школе остались старыми.  Исходя из этого, я попытался изменить систему обучения информатики в школе.

 


Преподавание информатики

Содержание школьного курса  позволяет трактовать информатику как технологию, как науку, как средство коммуникации, как средство получения информации (информационный банк данных) и как обучающую систему (тренажеры, средство контроля, средство обучения).

 

Информатика-это единственный школьный предмет, формирующий операционный стиль мышления, необходимый в работе любого управленца. Для этого в информатике есть свой мир- виртуальный, есть руководитель- программист, пишущий программу, есть свои исполнители- объекты, есть свой язык- команды и функции.

 

Преподавание информатики ведется в форме традиционных уроков  и системы спецкурсов.

 

Всем ученикам дается базовый курс информатики,  в котором обеспечивается обязательный общеобразовательный минимум подготовки.  Помимо общеобразовательных задач курса упор делается на  навыки работы с литературой, развитие самостоятельности, творчества учащихся.

 

Информатика начинается с курса пользователя, что дает возможность изучать все последующие темы на компьютере.

 

Изучение любой темы -  с блока вводных лекций, на которых даются основные теоретические положения. Практическая работа над темой проходит самостоятельно и заканчивается зачетной творческой работой.

 

¨      Обучение построено по принципу от простого к сложному;

¨      На каждом уроке выдается практическое задание, содержащее пошаговую инструкцию его выполнения, в ходе которого происходит изучение нового материала;

¨      Ученик должен работу выполнить и увидеть готовый продукт своей деятельности;

¨      После изучения темы выполняется творческая работа, в которой учащиеся  должны показать и  уровень усвоения пройденного материала и проявить творчество. (Например, после изучения Worda, учащимся предлагается самостоятельно сделать собственную газету, причем название газеты и материал ученики готовят самостоятельно).

 

Сегодня выделяется целый спектр применения информатики: графические изображения, компьютерная графика, базы данных, системное и логическое программирование и т.д. Между тем, на уроках нет возможности познакомится с ними более глубоко. Данную проблему решает система спецкурсов.  Спецкурс позволяет изучить программный продукт более углубленно.

 


Такая система работы позволяет:

¨      перейти от схемы « учитель-ученик» к схеме «консультант- консультируемый»;

¨      каждому  ученику работать в своем темпе;

¨      ребенку выстроить собственный образовательный путь в информатике;

¨      увидеть свою работу на каждом уроке и самому ее оценить;

¨      легко восстановить свои пробелы в обучении;

¨      учителю уделить время на уроке на индивидуальную работу с учащимися;

¨      достаточно глубоко изучить некоторые направления информатики;

¨      попробовать себя в профессиональной деятельности, связанной с информатикой.

 

Ишмуратов Р.К, учитель информатики школы № 26