| Национальная доктрина | НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВведение Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее - доктрина) -
    основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом
    и устанавливающий приоритет образования в государственной политике,
    стратегию и основные направления его развития.Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной
    политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы
    образования на период до 2025 года. Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества,
    включая: 
     преодоление социально-экономического и духовного  кризиса, обеспечение высокого 
         качества жизни народа и национальной безопасности;восстановление статуса России в мировом сообществе
    как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких
    технологий и экономики создание основы для устойчивого
    социально-экономического и духовного развития России. Доктрина отражает интересы граждан России и призвана создать в стране условия для всеобщего
    образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и
    возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни. Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально
    благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей
    каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких
    нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой
    занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее
    эффективного вложения капитала. Доктрина определяет  основные направления совершенствования законодательства в области
    образования и является основой для разработки программ развития  образования. Принятие нормативных правовых актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих
    уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его
    финансирования, не допускается. Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя ответственность за
    настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой
    социально-экономического и духовного развития России. Основные цели и задачи образованияСистема образования  призвана обеспечить: 
    историческую преемственность поколений,
    сохранение, распространение и развитие национальной культуры;воспитание патриотов России, граждан правового,
    демократического, социального государства, уважающих права и свободы
    личности и обладающих высокой нравственностью;разностороннее и своевременное развитие детей и
    молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности; формирование у детей и молодежи целостного
    миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры
    межэтнических отношений;систематическое обновление всех аспектов
    образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки,
    техники и технологий; непрерывность образования в течение всей жизни человека; многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность 
      образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;преемственность уровней и ступеней образования;развитие дистанционного обучения, создание
    программ, реализующих информационные технологии в образовании;академическую мобильность обучающихся;развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие
        педагогических работников в научной деятельности;подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных
    специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной
    мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких
    технологий;экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе. Основные задачи государства в сфере образованияГосударство в сфере образования обязано обеспечить: 
реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение 
    бесплатного образования высокого качества;сохранение и развитие единого образовательного пространства России;формирование в общественном сознании отношения к
    образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;условия для полноценного и ответственного обучения
    и воспитания детей в семье, в государственных и муниципальных
    образовательных учреждениях;всестороннюю заботу о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и 
       студентов;ликвидацию детской беспризорности, предотвращение
    и искоренение преступности среди молодежи;воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы 
        образования, качественное изменение ее финансирования;нормативное финансирование образовательных
    учреждений, обеспечивающее развитие материально-технической базы
    образования, повышение социального статуса обучающихся и работников;стимулирование негосударственных инвестиций в
    систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и
    таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии
    образовательных учреждений;привлечение работодателей и других заказчиков специалистов к социальному партнерству и организации профессионального
    образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;эффективные пути и средства расходования бюджетных
    средств в области образования;доступ обучающихся и преподавателей каждого
    образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам,
    технологиям, сетям и базам данных, учебной и научной литературе;предоставление бесплатных учебников для учащихся
    общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования;
    доступность учебной и научной литературы для студентов среднего и высшего
    профессионального образования;высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;правовые условия функционирования и развития
    образовательных учреждений различных форм собственности;законодательное закрепление материальной,
    административной и имущественной ответственности учредителей
    образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей за
    обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образования,
    соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и
    своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий и льгот
    работников образования и обучающихся;гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;сохранение и поддержку этнической самобытности
    народов России, гуманистических традиций их культур;сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации;качественное образование в сельской школе на
    основе развития ее материальной базы, современных технологий обучения,
    сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в
    сельской местности;государственную поддержку образовательных
    учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию
    государственной политики в области образования;реализацию условий для получения качественного
    образования детьми-сиротами, детьми-инвалидами и детьми из семей с низкими
    доходами;развитие высших учебных заведений как центров
    образования, культуры, науки и новых технологий;интеграцию образования, науки и производства,
    включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом,
    научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с
    производством;поддержку различных форм самоорганизации
    обучающихся, как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования
    гражданской правовой культуры молодежи;активное включение средств массовой информации в
    пропаганду и реализацию основных целей и задач образования, установленных
    настоящей доктриной;доведение доли образовательных программ в сетке
    вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не
    менее чем до 15%;интеграцию российской системы образования и мировой образовательной системы с 
       учетом отечественного опыта и традиций. Ожидаемые результаты реализации доктриныВ результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить: бесплатным дошкольным образованием - всех желающих;обязательным и бесплатным основным общим образованием - все население;общедоступным и бесплатным средним (полным) общим образованием - все население;общедоступным и бесплатным начальным профессиональным образованием - всех желающих;
общедоступным и бесплатным средним
    профессиональным образованием - всех желающих;бесплатным высшим профессиональным образованием
    -каждого второго выпускника со средним (полным) общим образованием (на
    конкурсной основе), включая выпускников учреждений начального и среднего
    профессионального образования;бесплатным послевузовским образованием (аспирантура, докторантура) - всех поступивших по конкурсу;дополнительным образованием - всех желающих, при
    этом детям оно предоставляется на бесплатной основе; 
    общедоступным и бесплатным специальным
    образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья - всех нуждающихся.
 Вводится государственное финансовое именное обязательство, обеспечивающее реализацию
    права на образование детьми-сиротами, детьми- инвалидами, детьми из семей с
    низкими доходами, а также система социального кредитования для студентов.Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования
    независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места
    жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
    объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и
    должностного положения. Педагогические кадры Признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство обеспечивает:
       дошкольные и общеобразовательные учреждения
    учителями и воспитателями, как правило, с высшим образованием;условия для творческого роста, повышения квалификации (не реже одного раза в 5 лет) 
    и своевременной переподготовки для педагогов всех уровней образования, выделение для этих целей бюджетного
    финансирования в размере не менее 4% от фонда заработной платы
    государственных и муниципальных образовательных учреждений:привлечение в систему образования талантливых
    специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс,
    вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные
    системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить
    специалистов высокой квалификации;ответственность педагогических и научных
    работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи;условия для подготовки и закрепления в высших
    учебных заведениях докторов и кандидатов наук с целью расширения
    фундаментальных и прикладных научных исследований и повышения научного
    уровня обучения студентов и аспирантов;условия неуклонного повышения престижа и
    социального статуса преподавателей и работников сферы образования.Оплата труда педагогических работников и их пенсионное обеспечение Для обеспечения  достойного уровня жизни и творческой деятельности педагогических работников
    установить следующие размеры оплаты труда:   минимальная ставка (должностной оклад) педагогических работников - не ниже 
     начисленной средней заработной платы в Российской Федерации;средняя ставка (должностной оклад) педагогических
    работников учреждений дошкольного, общего среднего, начального
    профессионального и среднего профессионального образования - в размере,
    превышающем начисленную среднюю заработную плату в Российской Федерации не
    менее чем в 1,5 раза;средняя ставка (должностной оклад) профессорско-преподавательского состава высших 
     учебных заведений - в размере 3 -х начисленных средних заработных плат в Российской Федерации.Предоставить всем педагогическим работникам, имеющим педагогический стаж свыше 25-ти лет,
    право на получение государственной пенсии (за выслугу лет), в том числе при
    продолжении ими педагогической деятельности.Установить для профессорско-преподавательского и научного персонала вузов пенсии по
    возрасту в размере не ниже 80% среднего размера оплаты труда по основному
    месту работы. Стипендии учащихся и студентов В Российской Федерации стипендии обучающихся устанавливаются в следующих размерах:  учащимся учреждений начального профессионального
    образования, не находящимся на государственном обеспечении, -не менее 35%
    прожиточного минимума в Российской Федерации;учащимся учреждений начального профессионального
    образования, находящимся на полном государственном обеспечении,- не менее
    25% прожиточного минимума в Российской Федерации;студентам учреждений среднего профессионального образования - не менее 40 % 
       прожиточного минимума в Российской Федерации;студентам высших учебных заведений - не менее
    половины прожиточного минимума в Российской Федерации.Финансирование системы образованияДля реализации целей, определяемых доктриной, устанавливается поэтапное увеличение объемов
    финансирования системы образования. Первый - антикризисный этап (2000 - 2003 годы): Объем финансирования системы образования - не ниже 7% от ВВП, в том числе за счет
    бюджетов всех уровней не менее 6% от ВВП, из них за счет средств
    федерального бюджета не менее 1 % ВВП (не менее 6% от расходной части
    федерального бюджета). Второй этап (2004 - 2010 годы): Объем  финансирования системы образования - не ниже 8% ВВП, в том числе за счет
    бюджетов всех уровней не менее 6,5% ВВП, из них за счет средств федерального
    бюджета не менее 1,2% ВВП (не менее 7% от расходной части федерального
    бюджета).  Третий этап (2011 - 2025 гг.) Объем финансирования системы образования - не ниже 10% от ВВП, в том числе за
    счет бюджетов всех уровней не менее 8% от ВВП, из них за счет средств
    федерального бюджета не менее 1,5 % ВВП (не менее 9% от расходной части
    федерального бюджета). Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе.
    Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные
    достижения: в XX веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой
    вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной
    науки, существенно обогатила мировую культуру.В последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались
    утраченными, поэтому доктрина призвана способствовать изменению
    направленности государственной политики в области образования, укреплению в
    общественном сознании представления об образовании и науке, как определяющих
    факторах развития современного российского общества. Опережающее развитие образования на
    основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить
    будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России. |