Национальная доктрина
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Введение
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее - доктрина) -
основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом
и устанавливающий приоритет образования в государственной политике,
стратегию и основные направления его развития.
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной
политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы
образования на период до 2025 года.
Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества,
включая:
- преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого
качества жизни народа и национальной безопасности;
- восстановление статуса России в мировом сообществе
как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких
технологий и экономики
- создание основы для устойчивого
социально-экономического и духовного развития России.
Доктрина отражает интересы граждан России и призвана создать в стране условия для всеобщего
образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и
возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.
Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально
благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей
каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких
нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой
занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее
эффективного вложения капитала.
Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области
образования и является основой для разработки программ развития образования.
Принятие нормативных правовых актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих
уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его
финансирования, не допускается.
Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя ответственность за
настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой
социально-экономического и духовного развития России.
Основные цели и задачи образования
Система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений,
сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
- воспитание патриотов России, граждан правового,
демократического, социального государства, уважающих права и свободы
личности и обладающих высокой нравственностью;
- разностороннее и своевременное развитие детей и
молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
- формирование у детей и молодежи целостного
миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры
межэтнических отношений;
- систематическое обновление всех аспектов
образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки,
техники и технологий;
- непрерывность образования в течение всей жизни человека;
- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность
образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;
- преемственность уровней и ступеней образования;
- развитие дистанционного обучения, создание
программ, реализующих информационные технологии в образовании;
- академическую мобильность обучающихся;
- развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие
педагогических работников в научной деятельности;
- подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных
специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной
мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких
технологий;
- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.
Основные задачи государства в сфере образования
Государство в сфере образования обязано обеспечить:
- реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение
бесплатного образования высокого качества;
- сохранение и развитие единого образовательного пространства России;
- формирование в общественном сознании отношения к
образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;
- условия для полноценного и ответственного обучения
и воспитания детей в семье, в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях;
- всестороннюю заботу о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и
студентов;
- ликвидацию детской беспризорности, предотвращение
и искоренение преступности среди молодежи;
- воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;
- создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы
образования, качественное изменение ее финансирования;
- нормативное финансирование образовательных
учреждений, обеспечивающее развитие материально-технической базы
образования, повышение социального статуса обучающихся и работников;
- стимулирование негосударственных инвестиций в
систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и
таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии
образовательных учреждений;
- привлечение работодателей и других заказчиков специалистов к социальному партнерству и организации профессионального
образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;
- эффективные пути и средства расходования бюджетных
средств в области образования;
- доступ обучающихся и преподавателей каждого
образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам,
технологиям, сетям и базам данных, учебной и научной литературе;
- предоставление бесплатных учебников для учащихся
общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования;
доступность учебной и научной литературы для студентов среднего и высшего
профессионального образования;
- высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;
- правовые условия функционирования и развития
образовательных учреждений различных форм собственности;
- законодательное закрепление материальной,
административной и имущественной ответственности учредителей
образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей за
обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образования,
соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и
своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий и льгот
работников образования и обучающихся;
- гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;
- сохранение и поддержку этнической самобытности
народов России, гуманистических традиций их культур;
- сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации;
- качественное образование в сельской школе на
основе развития ее материальной базы, современных технологий обучения,
сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в
сельской местности;
- государственную поддержку образовательных
учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию
государственной политики в области образования;
- реализацию условий для получения качественного
образования детьми-сиротами, детьми-инвалидами и детьми из семей с низкими
доходами;
- развитие высших учебных заведений как центров
образования, культуры, науки и новых технологий;
- интеграцию образования, науки и производства,
включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом,
научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с
производством;
- поддержку различных форм самоорганизации
обучающихся, как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования
гражданской правовой культуры молодежи;
- активное включение средств массовой информации в
пропаганду и реализацию основных целей и задач образования, установленных
настоящей доктриной;
- доведение доли образовательных программ в сетке
вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не
менее чем до 15%;
- интеграцию российской системы образования и мировой образовательной системы с
учетом отечественного опыта и традиций.
Ожидаемые результаты реализации доктрины
В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить:
- бесплатным дошкольным образованием - всех желающих;
- обязательным и бесплатным основным общим образованием - все население;
- общедоступным и бесплатным средним (полным) общим образованием - все население;
- общедоступным и бесплатным начальным профессиональным образованием - всех желающих;
- общедоступным и бесплатным средним
профессиональным образованием - всех желающих;
- бесплатным высшим профессиональным образованием
-каждого второго выпускника со средним (полным) общим образованием (на
конкурсной основе), включая выпускников учреждений начального и среднего
профессионального образования;
- бесплатным послевузовским образованием (аспирантура, докторантура) - всех поступивших по конкурсу;
- дополнительным образованием - всех желающих, при
этом детям оно предоставляется на бесплатной основе;
- общедоступным и бесплатным специальным
образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья - всех нуждающихся.
Вводится государственное финансовое именное обязательство, обеспечивающее реализацию
права на образование детьми-сиротами, детьми- инвалидами, детьми из семей с
низкими доходами, а также система социального кредитования для студентов.
Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и
должностного положения.
Педагогические кадры
Признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство обеспечивает:
- дошкольные и общеобразовательные учреждения
учителями и воспитателями, как правило, с высшим образованием;
- условия для творческого роста, повышения квалификации (не реже одного раза в 5 лет)
и своевременной переподготовки для педагогов всех уровней образования, выделение для этих целей бюджетного
финансирования в размере не менее 4% от фонда заработной платы
государственных и муниципальных образовательных учреждений:
- привлечение в систему образования талантливых
специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс,
вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные
системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить
специалистов высокой квалификации;
- ответственность педагогических и научных
работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи;
- условия для подготовки и закрепления в высших
учебных заведениях докторов и кандидатов наук с целью расширения
фундаментальных и прикладных научных исследований и повышения научного
уровня обучения студентов и аспирантов;
- условия неуклонного повышения престижа и
социального статуса преподавателей и работников сферы образования.
- Оплата труда педагогических работников и их пенсионное обеспечение
Для обеспечения достойного уровня жизни и творческой деятельности педагогических работников
установить следующие размеры оплаты труда:
- минимальная ставка (должностной оклад) педагогических работников - не ниже
начисленной средней заработной платы в Российской Федерации;
- средняя ставка (должностной оклад) педагогических
работников учреждений дошкольного, общего среднего, начального
профессионального и среднего профессионального образования - в размере,
превышающем начисленную среднюю заработную плату в Российской Федерации не
менее чем в 1,5 раза;
- средняя ставка (должностной оклад) профессорско-преподавательского состава высших
учебных заведений - в размере 3 -х начисленных средних заработных плат в Российской Федерации.
- Предоставить всем педагогическим работникам, имеющим педагогический стаж свыше 25-ти лет,
право на получение государственной пенсии (за выслугу лет), в том числе при
продолжении ими педагогической деятельности.
- Установить для профессорско-преподавательского и научного персонала вузов пенсии по
возрасту в размере не ниже 80% среднего размера оплаты труда по основному
месту работы.
Стипендии учащихся и студентов
В Российской Федерации стипендии обучающихся устанавливаются в следующих размерах:
- учащимся учреждений начального профессионального
образования, не находящимся на государственном обеспечении, -не менее 35%
прожиточного минимума в Российской Федерации;
- учащимся учреждений начального профессионального
образования, находящимся на полном государственном обеспечении,- не менее
25% прожиточного минимума в Российской Федерации;
- студентам учреждений среднего профессионального образования - не менее 40 %
прожиточного минимума в Российской Федерации;
- студентам высших учебных заведений - не менее
половины прожиточного минимума в Российской Федерации.
Финансирование системы образования
Для реализации целей, определяемых доктриной, устанавливается поэтапное увеличение объемов
финансирования системы образования.
Первый - антикризисный этап (2000 - 2003 годы):
Объем финансирования системы образования - не ниже 7% от ВВП, в том числе за счет
бюджетов всех уровней не менее 6% от ВВП, из них за счет средств
федерального бюджета не менее 1 % ВВП (не менее 6% от расходной части
федерального бюджета).
Второй этап (2004 - 2010 годы):
Объем финансирования системы образования - не ниже 8% ВВП, в том числе за счет
бюджетов всех уровней не менее 6,5% ВВП, из них за счет средств федерального
бюджета не менее 1,2% ВВП (не менее 7% от расходной части федерального
бюджета).
Третий этап (2011 - 2025 гг.)
Объем финансирования системы образования - не ниже 10% от ВВП, в том числе за
счет бюджетов всех уровней не менее 8% от ВВП, из них за счет средств
федерального бюджета не менее 1,5 % ВВП (не менее 9% от расходной части
федерального бюджета).
Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе.
Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные
достижения: в XX веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой
вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной
науки, существенно обогатила мировую культуру.
В последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались
утраченными, поэтому доктрина призвана способствовать изменению
направленности государственной политики в области образования, укреплению в
общественном сознании представления об образовании и науке, как определяющих
факторах развития современного российского общества.
Опережающее развитие образования на
основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить
будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.
|