Билеты по информатике за 9 кл средней школы,2001-2002 уч.год
рекомендованные Министерством Образования РФ
Данный материал опубликован в журнале "Информатика и образование"
№1-2002
А.А. Кузнецов , академик РАО,
доктор лед. наук, Н.Д. Угринович,заведующий лабораторией информационных технологий МИОО,
канд. пед. наук, М.С. Цветкова, главный специалист Департамента образовательных программ
и стандартов общего образования Министерства образования РФ
Примерные билеты выпускного экзамена по информатике для
основной общеобразовательной школы
Предлагаемые экзаменационные билеты рекомендуются для школ (классов), в
которых изучается основной курс информатики, независимо от наличия или
отсутствия кабинета, оснащенного вычислительной техникой. Основной курс
рекомендуется изучать с VII (VIII) по IX класс не менее 68 часов (1 час в
неделю). Формулировки вопросов в билетах соответствуют обязательному минимуму
содержания образования по информатике уровня А (см. Приказ Министерства
образования РФ № 56 от 30.06.99).
Каждый билет содержит один теоретический вопрос и одно практическое задание,
предложенное в одной из следующих форм:
- задачи на кодирование, определение объема информации или представление
числовой информации в десятичной, двоичной и других системах счисления;
- задание на определение функций или разработку алгоритма и программы на
одном из языков программирования;
- практическое задание по информационным технологиям.
Практические задания могут быть изменены по усмотрению учителя в соответствии
с оснащением школы вычислительной техникой.
Билет № 1.
- Информатизация общества. Основные этапы развития вычислительной техники.
- Создание, редактирование, сохранение, распечатка текста в среде текстового
редактора.
Билет № 2.
- Функциональная схема компьютера. Основные устройства компьютера и их
функции.
- Решение расчетной задачи с использованием математических функций (среднее
арифметическое, минимум, максимум и др.) в среде электронных
таблиц.
Билет № 3.
- Характеристики процессора и внутренней памяти компьютера (быстродействие,
разрядность, объем памяти и др.).
- Разработка алгоритма перемещений и действий для исполнителя типа "Робот"
или "Черепашка".
Билет № 4.
- Внешняя память компьютера. Носители информации (гибкие диски, жесткие
диски, диски CD-ROM, магнитооптические диски и пр.) и их основные
характеристики.
- Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме, записи на
естественном языке, или записи на языке программирования.
Билет № 5.
- Операционная система компьютера (назначение, состав, способ организации
диалога с пользователем). Загрузка компьютера.
- Создание, преобразование, сохранение, распечатка рисунка в среде
графического редактора.
Билет № 6.
- Файловая система компьютера. Папки. Файлы (имя, тип, путь доступа).
Операции с папками и файлами в среде операционной системы.,
- Решение задачи на построение графика функции в электронных
таблицах.
Билет № 7.
- Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике.
Информационная деятельность человека. Примеры.
- Решение задачи на упорядочивание данных в среде электронных таблиц или в
среде системы управления базами данных.
Билет № 8.
- Управление как информационный процесс. Замкнутые и разомкнутые системы
управления, назначение обратной связи. Примеры.
- Практическое задание на создание на диске архива файлов и раскрытие архива
с использованием программы-архиватора.
Билет № 9.
- Текстовый редактор. Назначение и основные возможности.
- Разработка алгоритма или программы, формирующей на экране
рисунок.
Билет № 10.
- Графический редактор. Назначение и основные возможности.
- Разработка алгоритма или программы, содержащей команду повторения
(оператор цикла).
Билет № 11.
- Электронные таблицы. Назначение и основные возможности.
- Разработка алгоритма или программы, содержащей команды ветвления
(операторы ветвления).
Билет № 12.
- Система управления базами данных. Назначение и основные возможности.
- Решение расчетной задачи с использованием математических функций в среде
программирования.
Билет № 13.
- Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Возможность автоматизации
деятельности человека. Примеры.
- Работа с файлами (переименование, копирование, удаление, поиск) в среде
операционной системы.
Билет № 14.
- Линейная алгоритмическая структура. Команда присваивания. Примеры.
- Формирование запроса на поиск данных в среде системы управления базами
данных.
Билет № 15.
- Алгоритмическая структура "ветвление". Команда ветвления. Примеры.
- Инсталляция программы с носителя информации (дискет, дисков
CD-ROM).
Билет № 16.
- Алгоритмическая структура "цикл". Команда повторения. Примеры.
- Работа с дискетой (форматирование, создание системной дискеты) в среде
операционной системы.
Билет № 17.
- Исполнители алгоритмов: человек, автомат, робот, компьютер. Компьютер как
формальный исполнитель алгоритмов (программ). Схема выполнения программы
компьютером.
- Исследование дискет на наличие вируса в среде антивирусной
программы.
Билет № 18.
- Технология решения задач с помощью компьютера (моделирование,
формализация, алгоритмизация, программирование, компьютерный эксперимент).
Пример решения задачи (математической, физической или др.)
- Решение задачи на определение объема информации, преобразование единиц
измерения количества информации.
- Билет № 19.
- Способы передачи информации. Организация и структура локальных и
глобальных компьютерных сетей.
- Решение задач на представление чисел в десятичной, двоичной и других
системах счисления.
Билет № 20.
- Глобальная сеть Интернет и ее службы (электронная почта, доски объявлений,
телеконференции, поисковые системы и пр.). Этические и правовые нормы работы с
информацией.
- Практическое задание по работе с электронной почтой (в локальной или
глобальной компьютерной сети).
|