Билеты по информатике за 9 кл средней школы,2001-2002 уч.год
рекомендованные Министерством Образования РФ

Данный материал опубликован
в журнале "Информатика и образование" №1-2002

А.А. Кузнецов, академик РАО, доктор лед. наук,
Н.Д. Угринович
,заведующий лабораторией информационных технологий МИОО, канд. пед. наук,
М.С. Цветкова, главный специалист Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ

Примерные билеты выпускного экзамена по информатике
для основной общеобразовательной школы

Предлагаемые экзаменационные билеты рекомендуются для школ (классов), в которых изучается основной курс информатики, независимо от наличия или отсутствия кабинета, оснащенного вычислительной техникой. Основной курс рекомендуется изучать с VII (VIII) по IX класс не менее 68 часов (1 час в неделю). Формулировки вопросов в билетах соответствуют обязательному минимуму содержания образования по информатике уровня А (см. Приказ Министерства образования РФ № 56 от 30.06.99).

Каждый билет содержит один теоретический вопрос и одно практическое задание, предложенное в одной из следующих форм:

  • задачи на кодирование, определение объема информации или представление числовой информации в десятичной, двоичной и других системах счисления;
  • задание на определение функций или разработку алгоритма и программы на одном из языков программирования;
  • практическое задание по информационным технологиям.

Практические задания могут быть изменены по усмотрению учителя в соответствии с оснащением школы вычислительной техникой.

Билет № 1.

  1. Информатизация общества. Основные этапы развития вычислительной техники.
  2. Создание, редактирование, сохранение, распечатка текста в среде текстового редактора.

Билет № 2.

  1. Функциональная схема компьютера. Основные устройства компьютера и их функции.
  2. Решение расчетной задачи с использованием математических функций (среднее арифметическое, минимум, максимум и др.) в среде электронных таблиц.

Билет № 3.

  1. Характеристики процессора и внутренней памяти компьютера (быстродействие, разрядность, объем памяти и др.).
  2. Разработка алгоритма перемещений и действий для исполнителя типа "Робот" или "Черепашка".

Билет № 4.

  1. Внешняя память компьютера. Носители информации (гибкие диски, жесткие диски, диски CD-ROM, магнитооптические диски и пр.) и их основные характеристики.
  2. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме, записи на естественном языке, или записи на языке программирования.

Билет № 5.

  1. Операционная система компьютера (назначение, состав, способ организации диалога с пользователем). Загрузка компьютера.
  2. Создание, преобразование, сохранение, распечатка рисунка в среде графического редактора.

Билет № 6.

  1. Файловая система компьютера. Папки. Файлы (имя, тип, путь доступа). Операции с папками и файлами в среде операционной системы.,
  2. Решение задачи на построение графика функции в электронных таблицах.

Билет № 7.

  1. Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека. Примеры.
  2. Решение задачи на упорядочивание данных в среде электронных таблиц или в среде системы управления базами данных.

Билет № 8.

  1. Управление как информационный процесс. Замкнутые и разомкнутые системы управления, назначение обратной связи. Примеры.
  2. Практическое задание на создание на диске архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.

Билет № 9.

  1. Текстовый редактор. Назначение и основные возможности.
  2. Разработка алгоритма или программы, формирующей на экране рисунок.

Билет № 10.

  1. Графический редактор. Назначение и основные возможности.
  2. Разработка алгоритма или программы, содержащей команду повторения (оператор цикла).

Билет № 11.

  1. Электронные таблицы. Назначение и основные возможности.
  2. Разработка алгоритма или программы, содержащей команды ветвления (операторы ветвления).

Билет № 12.

  1. Система управления базами данных. Назначение и основные возможности.
  2. Решение расчетной задачи с использованием математических функций в среде программирования.

Билет № 13.

  1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека. Примеры.
  2. Работа с файлами (переименование, копирование, удаление, поиск) в среде операционной системы.

Билет № 14.

  1. Линейная алгоритмическая структура. Команда присваивания. Примеры.
  2. Формирование запроса на поиск данных в среде системы управления базами данных.

Билет № 15.

  1. Алгоритмическая структура "ветвление". Команда ветвления. Примеры.
  2. Инсталляция программы с носителя информации (дискет, дисков CD-ROM).

Билет № 16.

  1. Алгоритмическая структура "цикл". Команда повторения. Примеры.
  2. Работа с дискетой (форматирование, создание системной дискеты) в среде операционной системы.

Билет № 17.

  1. Исполнители алгоритмов: человек, автомат, робот, компьютер. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Схема выполнения программы компьютером.
  2. Исследование дискет на наличие вируса в среде антивирусной программы.

Билет № 18.

  1. Технология решения задач с помощью компьютера (моделирование, формализация, алгоритмизация, программирование, компьютерный эксперимент). Пример решения задачи (математической, физической или др.)
  2. Решение задачи на определение объема информации, преобразование единиц измерения количества информации.
  3. Билет № 19.
  4. Способы передачи информации. Организация и структура локальных и глобальных компьютерных сетей.
  5. Решение задач на представление чисел в десятичной, двоичной и других системах счисления.

Билет № 20.

  1. Глобальная сеть Интернет и ее службы (электронная почта, доски объявлений, телеконференции, поисковые системы и пр.). Этические и правовые нормы работы с информацией.
  2. Практическое задание по работе с электронной почтой (в локальной или глобальной компьютерной сети).


Webmaster:Dragon                           © Umnik 2000