Билет 1.

1. Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека.

2. Виды циклических операторов в Паскале. Показать на примере любой задачи.

1. В современном мире роль информатики, средств обработки, передачи, накопления информации неизмеримо возросла. Средства информатики и вычислительной техники сейчас во многом определяют научно-технический потенциал страны, уровень развития ее народного хозяйства, образ жизни и деятельности человека.
Для целенаправленного использования информации ее необходимо собирать, преобразовывать, передавать, накапливать и систематизировать. Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.
Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования. Живые существа способны не только воспринимать информацию из окружающей среды с помощью органов чувств, но и обмениваться ею между собой.
Человек также воспринимает информацию с помощью органов чувств, а для обмена информацией между людьми используются языки. За время развития человеческого общества таких языков возникло очень много. Прежде всего, это родные языки (русский, татарский, английский и др.), на которых говорят многочисленные народы мира. Роль языка для человечества исключительно велика. Без него, без обмена информацией между людьми было бы невозможным возникновение и развитие общества.
Информационные процессы характерны не только для живой природы, человека, общества. Человечеством созданы технические устройства - автоматы, работа которых также связана с процессами получения, передачи и хранения информации. Например, автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы.
Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью.
Тысячелетиями предметами труда людей были материальные объекты. Все орудия труда от каменного топора до первой паровой машины, электромотора или токарного станка были связаны с обработкой вещества" использованием и преобразованием энергии. Вместе с тем человечеству пришлось решать задачи управления, задачи накопления, обработки и передачи информации, опыта, знания, возникают группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью. В древности это были, например, военачальники, жрецы, летописцы, затем - ученые и т. д.
Однако число людей, которые могли воспользоваться информацией из письменных источников, было ничтожно мало. Во-первых, грамотность была привилегией крайне ограниченного круга лиц и, во-вторых, древние рукописи создавались в единичных (иногда единственных) экземплярах.
Новой эрой в развитии обмена информацией стало изобретение книгопечатания. Благодаря печатному станку, знания, информация стали широко тиражируемыми, доступными многим людям. Это послужило мощным стимулом для увеличения грамотности населения, развития образования, науки, производства.
По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количество книг, рукописей и других письменных документов. Появи-лась необходимость создания специальных хранилищ этих документов - библиотек, архивов. Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать. Так. возникли библиотечные классификаторы, предметные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессии библиотекаря, архивариуса.
В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации. Но важнейшее в информационных процессах - обработка, целенаправленное преобразование информации осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.
Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, с которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности.
Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале прошлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы - каждые пять лет. Выходом из создавшейся ситуации стало создание компьютеров, которые во много раз ускорили и автоматизировали процесс обработки информации.
Первая электронная вычислительная машина "ЭНИАК" была разработана в США в 1946 году. В нашей стране первая ЭВМ была создана в 1951 году под руководством академика В. А. Лебедева. В настоящее время компьютеры используются для обработки не только числовой, но и других видов информации. Благодаря этому информатика и вычислительная техника прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.
Компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии. Он позволяет связаться по специальной компьютерной почте с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек не выходя из дома, использовать мощные информационные системы - энциклопедии, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров. Модельеру он помогает разрабатывать выкройки, издателю компоновать текст и иллюстрации, художнику - создавать новые картины, а композитору - музыку. Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован на компьютере.
Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий.

2. Виды циклических операторов в Паскале. Показать на примере любой задачи.

Не каждую задачу легко решать с помощью линейных и разветвляющихся алгоритмов. В жизни часто встречаются инструкции, в которых требуется один и тот же набор действий, выполнять много раз подряд: "иди, пока не придешь", "закручивай гайку, пока не закрутишь до отказа" и т.д.. Цикл применяется, когда действие нужно повторить некоторое количество раз.

Операторы цикла в Паскале.
Операторов цикла в Паскале три: цикл for (с известным числом повторений), цикл while ( с предусловием) и цикл repeat (с постусловием)

Оператор WHILE (пока). (Проверь- потом сделай).
Структура оператора WHILE :
WHILE <условие> DO (выполнять)
BEGIN
Операторы
END
Оператор цикла действует следующим образом. Каждый раз предварительно проверяется условие. Если оно истинно, то выполняются операторы циклической части. Если выражение ложно, то происходит выход за пределы цикла.
Пример: Вычислить у=х*х при х=2,4,6,8,10.

x:=2;
WHILE x<=10 do
Begin
y := x*x;
writeln (x,y);
x:= x+2
end;
Телом цикла называется последовательность операторов, выполняющихся неоднократно.

Оператор Repeat.(Повторить) (Сначала сделай- потом проверяй).
Структура оператора:
Repeat
Операторы
Until < условие>
Until ( до тех пор)
Оператор цикла с постусловием действует следующим образом. Операторы циклической части выполняются до тех пор, пока условие ложно. Как только условие становиться истинным, цикл прекращается.
Пример: Вычислить у=х*х при х=2,4,6,8,10.

x:=2;
REPEAT
y := x*x;
writeln (x,y);
x:= x+2
UNTIL x>10;
Пример: Вычислить у=х*х при х=2,4,6,8,10.

x:=2;
FOR n:=1 to 5 do
BEGIN
y := x*x;
writeln (x,y);
x:= x+2;
END;

Сравнительная характеристика операторов цикла:
Возьмем спринтера, которому нужно пробежать дистанцию несколько раз. В зависимости от начальных условий, можно использовать один из следующих циклов.

Цикл WHILE
WHILE силы есть? DO
BEGIN
БЕГУ
END

Цикл REPEAT
REPEAT
БЕГУ
UNTIL УСТАЛ?

Цикл FOR
FOR n:=1 TO 10 DO
BEGIN
БЕГУ 10 РАЗ
END