«Наш город» | главная страница
Наше меню:


ОАО "Междуречье"

Первоначально разрез "Междуреченский" имел иное название — "Томусинская 7-8". В строй действующих он вошел 31 декабря 1964 года. Но его коллектив начал формироваться еще летом того же года на основе участка № 10 разреза "Томусинский 3-4". Был этот коллектив немногочисленным — всего 217 человек. Поскольку "отцом" нового предприятия считался комбинат "Кузбасскарьеруголь", то он и взял на себя обязанность распределителя ключевых постов на нем. Директором был назначен Анатолий Максимович Новиков.
В первый год работы разреза его коллектив добыл 625 тысяч тонн угля — на 100 тысяч тонн больше, чем предусматривалось планом. В тот период экскаваторный парк разреза состоял из 16 машин различных марок: ЭКГ-4,6, ЭКГ-8, ЭШ-4-40. Год спустя после ввода разреза в эксплуатацию здесь был смонтирован первый драглайн ЭШ-10-60. Парк буровых станков на первых порах насчитывал десять агрегатов марок Урал-64, СБШ-2М, СВБ.
Изначально разрез "Междуреченский" по праву считался уникальным по запасам очень ценных углей. Площадь поля разреза составляла 10,5 квадратных километра. Максимальная глубина отработки пластов от поверхности 390 метров. Запасы угля составляли 190 миллионов тонн. Угли — коксующиеся, такие добывают только на трех разрезах Кузбасса. Они представлены марками КС и ОС, которые пользуются большим спросом у металлургов. Недра разреза содержали и энергетические угли.
Примерно через год работы разреза горняки взялись за строительство собственной обогатительной фабрики. Через два года — в 1967 году она была сдана в эксплуатацию. Переработанный на фабрике уголь идет на коммунально-бытовые нужды.
Словом, недостатка в потребителях ценной коксующейся и энергетической продукции разреза "Междуреченский" никогда не было. Это обстоятельство диктовало необходимость наращивать мощности предприятия. Что и делалось в последующие годы. Экскаваторный, буровой, бульдозерный парки пополнялись машинами новейших конструкций, более производительными и долговечными в эксплуатации.
К началу 80-х годов в забоях разреза работали 48 экскаваторов самых последних отечественных марок — ЭШ-15-90, ЭШ-20-90, ЭШ-10-60, ЭШ-10-70, РН-2300, ЭКГ-8И, ЭВГ-4Н, ЭКГ-6,3, ЭВГ-6, ЭКГ-4,6; около 40 мощных бульдозеров как отечественных, так и зарубежных марок; 17 буровых станков высокой производительности.
Коллектив год от года увеличивал объемы добываемого угля, расширял и укреплял производственную базу. В эти годы бурного развития предприятия у руля разреза находился опытный инженер — заслуженный шахтер РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Гакий Тагирович Фазалов.
В его бытность на посту директора не только высокими темпами набирало силу производство, но и многое создавалось в плане социального развития предприятия. Было построено молодежное общежитие на 390 мест, детсад, база отдыха "Фантазия", пионерский лагерь на 100 мест. Создано садоводческое товарищество "Калина красная". Конечно, одной из важных достопримечательностей разреза "Междуреченский" считается современная деревенька из стандартных коттеджей, построенных для разрезовских тружеников в районе поселка Новый Улус. Живописное поселение горняков на лоне природы получило народное название — Фазаловка. Именно Г.Т. Фазалов был инициатором строительства этого уютного поселка открытчиков.
К концу 80-х годов разрез "Междуреченский" поднял годовую добычу угля до 5,5 миллиона тонн при проектной мощности предприятия в 3 миллиона 200 тысяч тонн.
В начале 90-х годов на базе разреза "Междуреченский" было образовано акционерное общество "Междуречье" под руководством Б. Ф. Салтымакова, куда вошли на равных правах три смежных предприятия: сам разрез, Междуреченское ПТУ и Сибиргинская автобаза.
Несколько лет — вплоть до марта 2000 года во главе АО "Междуречье" находился генеральный директор Александр Николаевич Шкляев. Он, как говорится, вырос на разрезе, прошел все ступени производственной карьеры от мастера до гендиректора. Опытный инженер, умелый руководитель и организатор. Под его руководством объединенный коллектив смежников сумел выстоять в нелегкое время перестройки, возвращаясь к прежним высоким рубежам по добыче топлива. С марта 2000 года генеральным директором АО "Междуречье" является Валерий Петрович Жилин, ранее работавший главным инженером, директором разреза "Междуреченский".
Со строительством разреза "Междуреченский" начала свою жизнь Сибиргинская автобаза. Открытчикам нужен был технологический автотранспорт, и его выделяла Томусинская автобаза. Учитывая большую отдаленность разреза от постоянной дислокации автопарка, руководство Томусин-ской автобазы решило переместить непосредственно на территорию разреза "Междуреченский" три автоколонны: две, состоявшие из 10-тонных "КрАЗов", и одну — из 25-тонных "МАЗов". Заблаговременно там были построены ремонтные мастерские, гаражи, заправочная станция и прочие хозяйственные корпуса. Было это в марте 1965 года.
Николай Владимирович Дульнев — один из тех автомобилистов, кто создавал еще в пятидесятых годах Томусинскую автобазу. И ему же пришлось принимать непосредственное участие в создании Сибиргинской автобазы.
Разрез наращивал мощности. Требовалась автотехника большей грузоподъемности. Ее в Жодино еще не производили. И тогда Минуглепром СССР с санкции тогдашнего премьер-министра Косыгина решил для Сибирги закупить более ста 120-тонных самосвалов в Японии. В 1982 году пришла первая партия из 75 машин типа "Комацу", а в 1985 году поступило еще 30 таких самосвалов.
Нынче Сибиргинская автобаза укомплектована 120-тонными "БелАЗами". Предприятие имеет добротную ремонтную базу, великолепный стояночный утепленный бокс для более чем полсотни тяжелых автомобилей. Осенью 1999 года сдана в эксплуатацию новая котельная, оснащенная самым современным оборудованием. Сибиргинская автобаза является равноправным членом АО "Междуречье". В апреле ей исполнилось четверть века. И все эти годы бессменным директором автобазы был Н.В. Дульнев. Нынче он на заслуженном отдыхе. Но он воспитал целую когорту способных руководителей. Таких, как В.Г. Сотниченко, А.С. Воронин, СЕ. Голубцов, Г.Ф. Братищев. А преемником Николая Владимировича стал тоже его бывший воспитанник Александр Анатольевич Осипов.
Междуреченское ПТУ является одним из трех предприятий, составляющих акционерное общество "Междуречье". Образовано управление по распоряжению Кузбасского совнархоза 1 мая 1965 года. В сентябре того же года в целях специализации базы по ремонту подвижного состава разрез "Томусинский 3-4" передал ПТУ центральное деповское хозяйство.
Год за годом погрузочно-транспортное управление крепло, оснащалось новой техникой, расширяло производственную базу. Вот уже на горизонтах разрезов появились мощные отечественные дизель-электровозы ОПЭ-1, думпкары большей грузоподъемности. Между локомотивными бригадами разворачивается соревнование за перемещение в течение года одного миллиона кубометров вскрышной породы из забоев в отвал каждой "вертушкой".
Первыми миллионерами- локомотивщиками были бригады В.Г. Берета и И.Н. Деревянко.
Нынче все локомотивные бригады МПТУ работают в режиме миллиона кубометров и более на один локомотивосостав в год.
У тружеников МПТУ всегда была двуединая задача: перевозить вскрышной грунт в отвалы и доставлять составы с углем от места его добычи до станций Междуреченск, Кийзак и Мыски. С этой задачей коллектив МПТУ справлялся и справляется блестяще.

Междуреченск 45
ООО "Издательский дом "Контакт"

«Наш город» | главная страница
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
© МОУ «Лицей»